«Хард-рок во многом определил мой менталитет». Кто готовит лыжи белорусским биатлонистам

Если бы не стопки лыж вокруг и маска-респиратор, Даниэль Мюллер был бы похож на басиста какой-нибудь рок-группы. Ревущая из вакс-кабины с белорусским флагом на двери музыка лишь добавляет сходства. Но именно от этого брутального длинноволосого человека с выглядывающими из-под рукавов кофты татуировками в большой мере зависят результаты выступлений белорусских биатлонистов в Антхольце. 



Трасса, проложенная по горным склонам в окрестностях двуязычной итальянской деревеньки, требует максимальной концентрации сил не только от спортсменов, но и от сервис-групп. Петляющая по лесу, выбегающая на залитые солнцем склоны и насквозь продуваемая ледяным ветром, она делает суетящихся вокруг вагончиков с флагами со всего мира ребят в фартуках едва ли не главными действующими лицами на стадионе. Их работа начинается еще затемно. Заканчивается, когда солнце давно покинуло здешние склоны. За это время через руки и скребки пятерки белорусских сервисменов проходит бесчисленное количество лыж, а каждый из них ежедневно накатывает по трассе более трех десятков километров. Не удивительно: по заверению Дениса Латышева, лишних людей в этой профессии не бывает.

- Каждый из нас в прошлом спортсмен. Каждый представляет и понимает все нюансы и требования, которые могут предъявляться к лыжам. Понятно, что тягаться на трассе, например, с Владимиром Чепелиным нам не по силам, но зато на каждом этапе мы опережаем любого из спортсменов по накатанному километражу.



Четверо белорусских мастеров делят один из двух выделенных команде контейнеров. В соседнем колдует над инвентарем Даниэль Мюллер - немец, в нынешнем сезоне возглавляющий белорусскую сервис-бригаду. О новом соседе и коллеге белорусы отзываются хорошо. Сам же он, сняв маску и поставив в стойку очередную пару лыж, охотно делится впечатлениями от перемен в своей карьере. 

- О, мне у вас здесь очень нравится. Я не шучу: мне есть, с чем сравнивать. Я несколько сезонов проработал с командой Чехии, до этого был в сборной Германии... Там у меня тоже были хорошие отношения и с атлетами, и с тренерами, но в белорусской команде, действительно, отличная атмосфера. На данный момент я по-настоящему счастлив.

- И, тем не менее, после минувшего сезона, в котором Габриэла Коукалова не без вашего участия выиграла Кубок мира, вы могли выбирать практически любую команду и любого спортсмена...

- Белорусская команда сделала мне предложение еще два года назад. Все это время мы открыто и честно общались на счет нашего возможного сотрудничества. У меня не было никаких проблем с чешскими спортсменами. Проблема была во мне. Хотелось перезагрузить сознание, добиться большего успеха. Так что сейчас, наверное, просто пришло время что-то поменять.

- В чем основные отличия в работе с белорусской командой по сравнению с вашими прежними сборными?

- Все похоже. У чехов есть своя кабинка, у белорусов тоже. Правда, этот контейнер недостаточно просторный для пяти человек, поэтому я работаю отдельно. Совсем не потому, что я затребовал себе персональную вакс-кабину. Это вообще не принципиально. Но посмотрите, сколько здесь одних только Дашиных лыж! Оптимальное количество 20-30 пар, но у Домрачевой более пятидесяти! Куда их там поместишь?



- Вы работаете персонально с Домрачевой?

- Нет, я сервисмен сборной. Летом работал персонально с Дашей и Надеждой Скардино. Потом передо мной поставили задачу помогать всей команде. Так даже лучше. В последние годы я не однажды сталкивался с ситуацией, когда в сборных было несколько сервис-бригад: отдельная для каждого из лидеров. Например, в Германии свои сервисмены были у Кати Вильхельм и у Рико Гросса. В Словакии отдельно готовили лыжи для Анастасии Кузминой. И я уверен: такие моменты только усложняют ситуацию внутри команды. В сборной появляется несколько отдельных лагерей. Сегодня же у нас одна команда, и у всех нас здесь прекрасные отношения между собой.

- Судя по обстановке в вашей вакс-кабине, вы фанат музыки...

- Причем тяжелой! Хард-рок, хэви-металл - это все мое. Сам, правда, никогда не пытался научиться играть, но слушаю тяжелую музыку лет с 15. Сейчас мне 43, и это увлечение во многом определило мой менталитет и мою жизнь. Вот, смотри: даже татуировки есть.

- Много?

- Хватает. Сейчас под одеждой не видно, но вся левая рука у меня посвящена семье. Правая - моим увлечениям. Есть еще на спине и других частях тела, но я вам не покажу. Быть может, однажды, лет так через десяток, когда закончу заниматься тем, что делаю сейчас, я даже попробую вести какую-нибудь музыкальную программу на радио. По крайней мере, я об этом мечтаю.



- Считается, что современный биатлон - это, в том числе, и гонка технологий. Вы согласны?

- Да, у многих сборных здесь целые трейлеры с оборудованием. Но для меня это не принципиально. Важен сам процесс, его нюансы, и об этом я мог бы рассказывать очень долго. Чтобы научиться всем премудростям, нужно лет 10-12. Я начинал осваивать подготовку лыж в конце девяностых, когда впервые попал в сборную Германии. Так что если кто-то говорит, что можно потратить уйму денег, купить современный трейлер и гарантированно получить на выходе конкурентоспособные лыжи, я лишь улыбаюсь. Так это точно не работает. Плюс хорошо бы иметь контакты с основными европейскими производителями мазей и инвентаря. У меня они есть, и это позволяет нам получать ряд преимуществ. Например, последние разработки или 50 с лишним пар лыж для Дарьи Домрачевой.



Даниэль вновь надевает маску, намекая, что работа не ждет. Через полчаса, когда девушки закончат утреннюю тренировку, он вынесет из вакс-кабины целую стопку лыж и, разложив их на снегу, вместе с остальными членами сервис-группы примется раз за разом накручивать круги по стадиону. После каждой пары - пометки в блокноте. После каждой серии - обратно в вакс-кабину, дверь в которую всегда закрыта: мастера блюдут секреты. Оценку профессионализму и чутью немца дадут стартовавшие накануне гонки, однако, обсуждая их итоги, всем нам стоит почаще вспоминать, что даже с последними технологическими разработками в распоряжении, подготовка лыж все равно остается непредсказуемым и зависящим от уймы факторов процессом, главная роль в котором отведена специалистам. Нам с ними, похоже, повезло.

Расписание этапа Кубка мира в Антхольце

19 января. 16.15. Индивидуальная гонка (женщины)
20 января. 16.15. Индивидуальная гонка (мужчины)
21 января. 15.30. Масс-старт (женщины). 17.15. Эстафета (мужчины).
22 января. 13.00. Масс-старт (мужчины). 16.45. Эстафета (женщины).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter