Всемирный банк прогнозирует рост нашей экономике

Комплимент с хитрым прищуром

Любопытным и неравнодушным к мировым новостям гражданам Всемирный банк недавно представил свое видение финансового будущего планеты и отдельно взятых на ней регионов и стран. Что уготовано нам?


Фото ugafinance.com


В своем докладе «Глобальные экономические перспективы» Всемирный банк улучшил прогноз для нашей экономики. В частности, ожидается, что ВВП упадет на 0,5% — в июне прошлого года международными банкирами озвучивалась цифра снижения в 1%. Зато в 2018-м, говорят аналитики ВБ, экономика подрастет на 1,3% вместо обещанных ранее 0,3%. А в 2019-м ВВП прибавит 1,4%. К слову, общий рост в регионе Европа и Центральная Азия (куда не входит зона евро и Великобритания) ускорится в 2017—2019 годах в среднем до 2,7% в год. Драйвером будет восстановление экономик стран — экспортеров сырья и улучшение доверия — результат умеренного, но продолжительного роста цен на сырье и ослабление политической напряженности между странами. Кстати, в России в нынешнем году прогнозируется рост ВВП на уровне 1,5%: процесс корректировки с учетом падения цен на нефть завершен. На 2,2% прибавит ВВП Казахстана. Это, в свою очередь, отразится и на странах — партнерах по ЕАЭС — будут расти торговля и инвестиции. 

А что говорит официальная статистика? По итогам прошлого года, по данным Белстата, ВВП снизился на 2,6%, что в денежном эквиваленте составляет 94,3 млрд рублей. При этом официальный прогноз на 2016 год, утвержденный в декабре 2015-го, предусматривал рост ВВП на 0,3%. Ожидания от нынешнего года — плюс 1,7%. 

— Это по планам Правительства, — уточняет старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб. — С другой стороны, госбюджет рассчитан исходя из возможного роста экономики на 0,2%. Если учитывать погрешность, с которой считается динамика ВВП, то 0,2% вообще мало отличимо от нуля. На мой взгляд, более вероятно продолжение снижения ВВП — примерно на 1%. Судите сами: не очень ясны драйверы роста, непонятно, что принципиально изменится в экономике по сравнению с прошлым годом. 

Особую настороженность у аналитика вызывают надежды на внешние факторы — подорожание нефти и рост цен на нефтепродукты, увеличение экспорта в Россию, которые и должны преломить ситуацию. Но, по мнению Иосуба, даже они не гарантируют устойчивого роста: 

— Он непосредственно связан с увеличением эффективности нашей экономики, повышением производительности труда, улучшением структуры экономики. Под последним надо понимать реструктуризацию устойчиво убыточных и неэффективных предприятий. Вместо того чтобы искусственно держать их на плаву и тратить на это деньги налогоплательщиков, каким-то образом проблему надо решать. 

Одновременно следует менять и материальную поддержку безработных. Когда пособие по безработице составляет примерно 13 долларов, сложно реанимировать неэффективные предприятия — приходится их спонсировать, закупать сырье, оплачивать счета. Эта ситуация существует де-факто только потому, что нет четкого ответа на вопрос, как правильно закрыть дышащий на ладан завод и что делать с высвобождающимися людьми, которые не смогут найти работу в своем регионе, потому что ее там попросту нет, поясняет эксперт. А ведь такой шаг отсек бы неэффективную часть экономики, которая уничтожает добавленную стоимость и мешает стране расти. 

Кстати, страны с развивающейся экономикой должны демонстрировать более высокие темпы, чем развитые страны, чтобы сокращать отставание, которое в 2017-м, судя по прогнозу Всемирного банка, заметно вырастет. 

druk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter