Отдавать ли ребенка в школу в 5 лет: мнения расходятся

Когда за парту?

Новость о предстоящих изменениях в Кодексе об образовании вызвала немало жарких дискуссий как среди родителей, так и среди учителей. Особенно пылко спорили папы и мамы о новом возрасте для первоклашек: в скором времени в школу разрешат идти с 5 лет. Мнения весьма разные и порой неоднозначные, начиная от категорического несогласия с такой корректировкой и заканчивая предложением ввести норму повсеместно. «СБ» решила тоже поинтересоваться, что думают о новации эксперты и просто неравнодушные родители.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:

— Вокруг этого вопроса поднялся большой ажиотаж. Но многие не обратили внимания на ключевые слова в поправках — «по желанию родителей». Никто не будет всех без разбора отправлять в первый класс в пятилетнем возрасте. По своему опыту знаю, что существуют две категории родителей: те, кто хочет отдать своего ребенка в школу в 7 лет (и мне их позиция ближе), и те, кто считает, что их чадо уже готово пойти в первый класс и в 5. Мое субъективное мнение как родителя: все–таки отдавать ребенка в школу в таком возрасте рановато. Часто родители необъективно оценивают уровень подготовки и, главное, психологической готовности своих детей. Хочу отметить, что никакие решения пока не принимались, новая редакция Кодекса об образовании в Палату представителей не поступала и многие вопросы еще будут обсуждаться.

Андрей Туровец, руководитель центра дополнительного образования «Исток», семейный психолог:

— Для незрелой психики ребенка преждевременный поход в 1–й класс чреват последствиями. Поэтому не зря существует система оценки готовности к школе. Как показывает практика, в возрасте около 5 лет и даже ближе к 6 годам очень многие дети к этому еще не готовы. Поэтому родители должны понимать, что если раньше времени подвергнуть ребенка такому стрессу, то могут возникнуть отсроченные и быстрые последствия: заболевания опорно–двигательной, дыхательной, пищеварительной и в первую очередь нервной систем. И хорошо, что законодательством предусмотрен такой возрастной коридор, который позволяет мамам и папам самим принимать подобные решения. Если они будут делать это осознанно и объективно, я думаю, ничего страшного не произойдет. Другое дело, что родители часто бывают весьма субъективны и не очень хорошо определяют качества, способности, возможности ребенка. Признаком того, что он готов к школе, является определенный уровень собранности и готовность выполнять задания, связанные с длительным сидением на одном месте. Ребенок способен контролировать свое поведение, умственная деятельность достаточно зрелая, он уже оперирует не только наглядно–образным, но и словесно–логическим мышлением. Дети, которые были в детском саду, обычно лучше подготовлены: в старших группах начинается процесс адаптации к школе. Немаловажно и наличие навыков взаимодействия ребят между собой и с педагогом. Ребенок должен уметь адекватно реагировать на посторонних взрослых и сверстников.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

То есть в совокупности у него есть три группы навыков: навыки самоконтроля и самоуправления, коммуникативные навыки для общения с разными категориями людей и навык интеллектуальной деятельности, то есть умение выполнять интеллектуальные задачи. Если эти три качества в наличии, то ребенок, скорее всего, готов к образовательному процессу — и можно смело отдавать его в школу. Другой вопрос, что если разновозрастные дети попадают в один класс, педагогам нужно внимательно следить за рассадкой. В возрасте с 5 до 7 лет динамика развития достаточно быстрая, отличается восприятие процесса обучения и окружающего мира. Например, у пятилетнего ребенка на фоне успехов более взрослого соседа по парте может возникнуть комплекс заниженной самооценки. Может быть негативное влияние на старшего ребенка и со стороны младшего — все же дети помладше менее усидчивы. А может быть и совершенно наоборот — младший будет брать пример со старшего. Вообще, родителям надо внимательно отнестись к вопросу оптимального возраста для поступления в школу, потому что все здесь очень индивидуально.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Сергей Азаркевич, папа 2–летнего сына:

— Я за то, чтобы ребенок шел в школу тогда, когда он к ней готов: в пять — значит, в пять. Такая возможность — это нормально, только если не делать из нее всеобщую обязанность. Другое дело, что нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы не мамы и папы, думающие, что «их ребенок самый умный», решали отдать его в школу пораньше, а специалисты, которые могли бы оценить, готов ли он к учебе в действительности. Потому что дети разные. Одни готовы уже и в 5 — и психологически, и физически, и умственно. Другие не будут готовы ни в 6, ни в 7. То, что открывается такая возможность, это хорошо, но главное, чтобы все в результате не вылилось в нечто неконтролируемое, когда в одном классе будут дети с разницей в два года, что в таком раннем возрасте вообще плохо, с явным несоответствием в развитии. Иными словами, нужен отбор, а не банальный набор. То есть надо вопрос контролировать, а в том, что это получится на практике, у меня большие сомнения.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Елена Павлова, методист школы раннего развития «Дарсай»:

— Тут все зависит от многих факторов и, конечно же, от самого ребенка. К примеру, если родители достаточно рано начинают заниматься со своими детьми, то они уже вполне могут быть готовы пойти в школу и в 5 лет. Надо объективно оценить и способности ребенка, и уровень уже имеющихся у него знаний, и здоровье. Немаловажно и то, как будет выстраиваться система обучения первоклашек в школе, как подходили к образованию в детских садах, посещал ли их ребенок вообще, как с ним занимались родители. У нас часто мамы с папами интересуются, готов ли их ребенок уже сесть за парту или еще стоит подождать. Наши ученики тоже очень разные: кто–то пошел в школу в 5 лет (в сентябре таким деткам исполнялось 6), а некоторые решили не спешить. Есть дети, у которых хорошие знания, но меньшая усидчивость, они могут усваивать информацию в определенной системе и игровой форме, к ним нужен особый подход. Поэтому в школе им будет тяжело адаптироваться к занятиям, высидеть весь урок и еще при этом овладеть нужными знаниями. Также родителям стоит обратить внимание, как в их школе будут формироваться такие классы. Все же в 5 и в 7 лет дети разные. А если в классе будет 30 человек, как это допускается нововведениями? К тому же поход в школу для первоклассника может оказаться серьезным стрессом: от него требуют выполнения определенных обязанностей, усидчивости, знаний. Все это непременно стоит учесть и прислушаться к рекомендациям психологов и врачей.


Оксана Якубовская, директор гимназии № 33 г. Минска:


— Конечно, говорить о плюсах и минусах начала обучения в школе с 5 лет достаточно сложно, как и вообще об оптимальном для первоклассника возрасте. Все же этот вопрос очень индивидуален для каждого отдельного ребенка. Правильно, если принимать такое решение родители будут вместе со специалистами. И хорошо, что вопрос сейчас обсуждается. Он имеет место быть. Конечно, не как узаконенная норма, а как возможность. За все годы моей работы ко мне ни разу не обращались родители с просьбой принять их ребенка в школу с 5 лет. Подавляющее большинство наших учеников сегодня, около 98% детей, пошли в первый класс в шестилетнем возрасте.

Юлия Таранова, мама двоих детей:

— Меня лично волнует психологическая готовность ребенка пойти в школу в пять лет. Сможет ли высидеть такой ребенок полноценный урок наравне с 7–леткой? Скорее всего, нет. Выходит, вместо того, чтобы объяснять материал тем старшим деткам, которые готовы слушать, учитель будет дополнительно отвлекаться на вовлечение в учебный процесс малышей. Лично я сомневалась, отправить мне в 1–й класс старшую августовскую дочку в 6 лет или все же дать ей еще год на игры, неторопливую подготовку к школе, взросление, укрепление как физически, так и морально. Теперь я задумываюсь, как будут уживаться за одной партой дети с разницей в полтора–два года. Склоняюсь к мысли, что отправить ребенка в школу раньше — это скорее амбиции родителей, чем готовность малыша. Получать знания ведь можно дома или в школах развития в игровой форме, для этого необязательно идти в школу с ее жесткими требованиями и правилами. Или все ради того, чтоб похвастаться перед соседкой: «А мой–то такой вундеркинд, в 5 лет в школу пошел»?

Как помочь школе



Родительским комитетам в школах официально запрещено собирать деньги на нужды учебного заведения. Всеми финансовыми вопросами впредь будут заниматься исключительно попечительские советы: обычно в школах в них входят учителя, родители, представители общественных организаций.

Фото БЕЛТА

Министерство образования и раньше подчеркивало, что функции попечительского совета членам родительского комитета брать на себя нельзя. Хотите оказать спонсорскую помощь школе? Никто не запрещает. Но никаких поборов на родительских собраниях. Все средства — только по квитанции на расчетный счет учреждения образования. Теперь правило закреплено законодательно. В Министерстве образования объяснили: это сделано для более четкого разграничения функций родительского комитета и попечительского совета. Да, члены родительского комитета учреждения образования, директора школ и их заместители вместе определяют, куда направить средства — нужно ли купить необходимое оборудование для кабинета труда, заменить окна или поставить новые парты и т.п. А вот собирать деньги может только попечительский совет: причем родители вправе сами решать, какую сумму перевести на счет.

savitskaya@sb.by

Советская Белоруссия № 14 (25149). Суббота, 21 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter