Когда слова бессильны

Не знаю, как вы, а я, кажется, до конца своих дней возненавижу число 11...

Не знаю, как вы, а я, кажется, до конца своих дней возненавижу число 11. 11 сентября, Нью–Йорк, 11 марта, Мадрид. Теперь 11 апреля, Минск.


Когда в 1999 году (три перевернутые шестерки) случилась трагедия у станции метро «Немига», я, жившая в доме напротив, не смогла больше там находиться, спускаться в метро и... поменяла место жительства. Вот уже 11 лет, опять цифра 11, живу на площади Победы... А теперь что? Перестать пользоваться метрополитеном? Но без услуг метро в мегаполисе не обойтись.


В том, что случилось в черный понедельник, лично меня потрясли два момента. Сам взрыв, унесший жизни и покалечивший безвинных людей, и единение нации, которое случилось позже... Никем не организованные люди только по велению собственного сердца шли туда, где случилась трагедия, шли, чтобы возложить цветы. Горы цветов, зажженные лампады, сердце переворачивалось от боли и сострадания...


Не знаю, как вы, а я верю в мистику... И в том, что в день всенародного траура, 13 апреля, в концертном зале Белорусской филармонии прозвучал «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта, вижу какой–то знак. Исполнение одного из самых гениальных и печальных сочинений мирового репертуара — напомню, «Реквием» — это заупокойная католическая месса — было запланировано на этот день чуть ли не год назад. Замечательный дирижер Александр Анисимов, Государственный камерный оркестр, хор, квартет молодых певцов — солистов белорусской оперы — Анастасия Москвина, Оксана Волкова, Юрий Городецкий, Дмитрий Капилов и дети, певшие в тот вечер, как ангелы... Первоначально концерт посвящался печальной дате — 25–летию чернобыльской катастрофы. Но время внесло свои коррективы. 11 марта, опять цифра 11, случилось землетрясение в Японии. Исполнение «Реквиема» в минской филармонии стало моментом сочувствия и моральной поддержки японскому народу. А тут еще грянул этот взрыв... В траурную неделю все концерты были отменены, а этот, филармонический, приобрел особый смысл...


Поверьте... В этом зале я не раз и не два слушала гениальную музыку великого мастера... За дирижерским пультом стояли лучшие маэстро, играли большие симфонические оркестры, сольные партии пели мировые знаменитости, но никогда моцартовский «Реквием» еще так не звучал и так не воспринимался... Божественная, невероятной мощи выразительности и красоты музыка. Уверена, слезы были не только на моих глазах... В который раз убедилась в правде слов другого музыкального гения, Петра Ильича Чайковского: «Где слова бессильны, приходит музыка...» Бесспорно, самое эмоциональное из всех искусств. Звучал «Реквием», а я вспоминала Вену, город, который весь дышит воспоминаниями о Моцарте, дом, где жил гениальный творец... Он находится в самом центре австрийской столицы, в двух шагах от собора Святого Стефана, в часовне которого великого музыканта и отпевали. А потом везли на дрогах на маленькое кладбище, где похоронили в общей могиле. Трагическая и горестная жизнь композитора, закончившаяся в бедности и нужде в возрасте всего 35 лет... Я вспоминала мрачную историю заказа «Реквиема» таинственным черным человеком, тяжелые предчувствия Вольфганга Амадея и его скорую болезнь и смерть. Еще перед глазами стоял великий фильм Милоша Формана «Амадеус» и маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина, интуитивно много понявшего в жизни великого музыканта.


Звучало потрясающее произведение... Я думала о событиях минувшего понедельника. Погибших не вернуть, но Моцарт свой «Реквием» не хотел превращать в сплошной жалобный плач. Настоящая музыка всегда дает надежду... Хочется надеяться, что и такая трагедия, которая произошла в Минском метро 11 апреля, в нашей стране больше не повторится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter