Фото БЕЛТА
Особенно взбудоражились некоторые от сообщения, что в школу разрешат идти с пяти лет. Правда, большинство, не успев дочитать новость, тут же бросились бить во все колокола, мол, это сегодня разрешили, а уже завтра добровольно–принудительно всех пятилеток усадят за парты! Минобразования, на которое обрушился шквал эмоциональных звонков, поспешило объяснить: к изменениям подтолкнули именно пожелания родителей. Дело в том, что сейчас в первый класс принимают детей, которым не позднее 30 сентября исполнится 6 лет, иначе понадобится пройти через цепочку всевозможных допусков. Новая редакция кодекса всего–навсего упрощает процедуру: примут пятилетнего малыша в школу по решению учреждения образования, то есть, подчеркивают в Минобразования, «родители смогут получить такое разрешение по месту проживания без лишней волокиты и заявлений в вышестоящие инстанции». Ведь в дискуссиях о том, правильно ли так рано усаживать чадо за парту, у каждого своя правда: все очень индивидуально — кому–то самое время в неполных шесть, а кому–то лучше подождать и до семи. Да, пятилетний малыш может уметь читать, писать, считать и изъясняться по–английски, но что, если он не обладает элементарной усидчивостью, не готов перейти от игры к учебе, адаптироваться к школе? Любопытно, что в Сингапуре — стране, которая по результатам международного исследования качества образования PISA абсолютный лидер в обучении, — в первый класс принимают исключительно с 7 лет.
А вот другой момент, возможность увеличивать классы до 30 учеников, больше заинтересовал педагогов. Сейчас в средней школе по правилам должно быть максимум 25 учеников в классе, в лицеях и гимназиях — 20. Окончательное решение о наполняемости классов остается за учредителем учебного заведения, который должен учесть все обстоятельства, в том числе количество детей в микрорайоне и санитарные нормы. По уму норма должна затронуть в первую очередь перенаселенные городские спальные районы вроде минской Каменной Горки. Но учителя опасаются: как бы не бросились перекраивать классы и в других школах? Эту обеспокоенность можно понять: попробуй объясни тему для класса из 30 первоклашек! Каждому малышу успеешь уделить разве что минуту урока, причем в одном коллективе могут быть и пятилетки, и шестилетки, и семилетки... А если предмет только раз в неделю?
Много споров и вокруг факультативов, которые сегодня можно проводить по субботам только в 9 — 11–х классах. Новая редакция кодекса даст такую возможность и для учеников 5 — 8–х. Из минусов — снова получим в школах, пусть и формальную, но все же шестидневку. Из плюсов, подчеркивают родители, — есть надежда, что хоть немного разгрузят учебную неделю, ведь сегодня даже у семиклассников по 7 уроков. Причем коэффициент полезного действия последних учебных часов стремится к нулю, ведь, проработав шесть полноценных занятий, даже самый сильный ученик будет как выжатый лимон. И по приходе домой ему предстоит еще несколько часов провести за домашними заданиями. Вот и получаем уставших школяров, которые не успевают и просто физически не могут усваивать огромный поток информации...
pasiyak@sb.by
Советская Белоруссия № 10 (25145). Вторник, 17 января 2017