Как в Минске и регионах проходит эксперимент по новому наполнению карты учащегося

Карта: всё включено

Еще лет десять назад сложно было поверить в то, что школа так быстро сможет встать на электронные рельсы. Концепция информатизации системы образования, подготовленная уже в далеком 2013 году, дала отсчет переменам, озвучив основные цели, задачи, направления информатизации системы образования страны. И это не только создание образовательной среды на основе облачных технологий, но и внедрение таких хорошо известных сегодня сервисов, как электронные журнал и дневник, а также карта учащегося. Но время и технологии не стоят на месте, а электронные сервисы активно прирастают новыми возможностями.

Школа №9 Минска, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова.

Говорят, ко всему хорошему привыкаешь быстро. Так в свое время случилось и с картой учащегося. А ведь еще какую-нибудь пятилетку назад на этот кусок пластика смотрели с большим сомнением. Как это, чтобы и проездной, и удостоверение, и платежный документ в одном «флаконе»? Но жизнь показала: все более чем реально. И школы, например, Минска без этой карточки представить сложно. Более того, есть школьники, которые даже не думают, что когда-то жизнь была другой. Постепенно возможности пластика растут и ширятся. Что мы можем получить на перспективу, узнавала журналист «Р».


Научный подход

Карта постепенно шла в учреждения образования. Если еще в марте 2019 года этим сервисом пользовались около 100 столичных школ, то сейчас, по данным Центра систем идентификации, это уже более 140 учреждений. А еще Минское суворовское военное училище. За пределами города новинку применяют еще четыре школы — две в Могилеве, по одной в Бобруйске и Кричеве. Тут ребят уже не удивишь тем, что нужно приложить карту к валидатору, чтобы войти в школу. И что ею же можно заплатить за сок в буфете, на нее оформить библиотечную книжку и так далее. Удобно, просто. А с учетом того количества умных гаджетов, с которыми сегодня имеет дело ребенок, еще и привычно.


И это неудивительно, ведь непосредственное отношение к карте учащегося имеют ученые. В частности, Объединенный институт проблем информатики НАН, говорит заместитель директора ОИПИ Сергей Кругликов. В целом ученый называет сервис многофункциональным комплексом. Но особо отмечает, что регионы в цифре пока хромают, нужно бы их подтянуть:

— Подобная карта как минимум удобна, ведь не нужно носить с собой множество документов — они собраны в одном. «Пристегивать» их к паспорту нецелесообразно, потому что паспорт не мусорный ящик. А карта учащегося, студента в хорошем смысле может быть этим ящиком. Или аналогом женской сумочки, где есть все, что нужно для жизни.

Кроме того, программное обеспечение карты таково, что хорошо «нанизывает» дополнительные функции, как в детской пирамидке. Так было когда-то с функциями проезда в общественном транспорте, которая появилась не сразу, оплатой обедов. Но есть, по словам ученого, и задел на будущее:

— Еще хотим туда внести систему электронного считывания местонахождения. Но ни в коем случае не для того, чтобы ущемлять права ребенка, а чтобы знать его местонахождение. Это его безопасность. А данные будут доступны его родителям.

Программное обеспечение карты учащегося хорошо «нанизывает» дополнительные функции.

Новшество на пользу

Но и это не все, говорит Сергей Кругликов. Несколько лет назад у ученых и разработчиков появилась идея: а почему бы не совместить сервисы от образования и медицины?

Если еще в марте 2019-го картой учащегося пользовались около 100 столичных школ, то сейчас, по данным Центра систем идентификации, это уже более 140 учреждений.

— Почему это так важно? Дело в том, что пока система воспринимает ученика и ученика-пациента как двух разных людей. Так что с вводом единой карты некоторое количество виртуальных людей мы сократили, — обращает внимание заместитель директора ОИПИ.

В 2019 году апробацию состыковать карты учащегося с системой «Электронный рецепт» анонсировали в Московском районе столицы. Начальник отдела дошкольного, общего среднего и специального образования комитета по образованию Мингорисполкома Марина Илющеня отмечала: произведена настройка необходимого ПО для функционирования карт учащегося пилотных школ и поликлиники. Первыми стали школы № 9 и 25, а также детская поликлиника № 6. Важной составляющей новации было то, чтобы врач, к которому школьник пришел на прием, посредством общего сервиса имел данные, например, о вакцинации ребенка. А медицинский работник поликлиники, который трудится на базе школы, мог владеть ситуацией о профилактическом осмотре, а также в случае необходимости напомнить о нем ученику, говорит директор школы № 9 Тамара Касьянова:


— То есть если ребенок делает прививки в учреждениях здравоохранения, информация автоматически вносится в базу данных. И мы это можем видеть на уровне школы. Что касается прохождения медосмотров и наличия медицинских справок, они необходимы не только чтобы посещать наше учреждение образования, но и для деления ребят на группы по здоровью. Ведь без таких сведений ребенок не будет посещать занятия по физкультуре. Это тоже очень удобно, поскольку можно избежать вопросов с родителями. Ведь это в автоматическом режиме мы могли бы наблюдать в общей с медучреждением базе.

Тем не менее по одному из сервисов карты — электронному рецепту — не обошлось без вопросов, говорят медики. И в первую очередь это вопрос возрастного ценза, ведь по закону покупать лекарства ребенку разрешено лишь с 15 лет. Однако интерес к новинке как со стороны школы, так и со стороны поликлиники был неподдельным. Ведь, как справедливо отмечает Тамара Касьянова, зачастую новшества кажутся ненужной тратой времени лишь поначалу:

— Это происходит потому, что приходится выполнять дополнительную работу. Но если сделать ее качественно, со временем понимаешь, что это новшество идет тебе на пользу. Оно помогает учреждению функционировать более энергично.

Плюсы и минусы

Как рассказали в детской поликлинике № 6, в рамках пилотного проекта на базе медучреждения и двух школ района был отработан ряд возможностей сервиса. Например, сообщила главный врач Анна Котова, возможность посредством карты учащегося заказать талон или воспользоваться сервисом электронного рецепта.


Что касается баз данных школы и медучреждения, и они в теории готовы к интеграции. Но вопросы у участников процесса выявились сразу. В их числе, говорит Тамара Касьянова, территориальный, ведь далеко не все школьники, а их здесь обучается более 2 тысяч ребят, относятся к одной поликлинике. Как быть с ними? В свою очередь медики обращают внимание на столь важный аспект, который может помешать такой интеграции, — врачебную тайну.

Тем не менее, заверяет Тамара Касьянова, школа, которая в числе первых учреждений столицы стала использовать карту учащегося, к новациям готова. Здесь признают: сам сервис исключительно удобен.

— С его помощью мы можем отследить посещаемость учащихся. Благодаря ему отсутствует необходимость выдавать школьнику справку для предъявления при проезде, что существенно сокращает документооборот. Это очень удобно, — акцентирует директор школы № 9.



Что ж, проекты на то и проекты, чтобы выявлять и устранять недочеты. И вполне вероятно, после этого и школы, и поликлиники получат обновленный удобный сервис карты. А пока, если судить из новостных ресурсов, возможности карты школьника заинтересовали Казахстан. И здесь сервисом, посредством которого можно будет фиксировать посещение школы, оплачивать питание, заменить проездной билет в транспорте, планируют охватить свыше 200 государственных школ.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter