Камерная музыка явно входит в моду

Камерный аншлаг

Помните задорного мальчишку с говорящей фамилией Александр Музыкантов, который выиграл II Международный конкурс пианистов Минск–2000?

За него тогда болели и публика, и жюри, и даже конкуренты. Потому что его нельзя было не любить. Он как солнечный зайчик ворвался в торжественный сумрак филармонического зала, с блеском отыграл все три тура и в одночасье стал одним из лидеров белорусской пианистической школы. Первый приз ему вручали вместе с наградой «Самому юному участнику конкурса». Он был тогда еще школьником.

Александр Музыкантов.

С тех пор в Свислочи утекло немало воды, и обаятельный мальчик превратился в зрелого мастера. Что ни говори — 33 года, возраст Христа.

За прошедшие 17 лет он многое успел. Под руководством профессора Зои Качарской окончил основной курс Белорусской академии музыки, а затем и магистратуру. Совершенствовался в Лондоне, в аспирантуре Королевского колледжа музыки, и в аспирантуре при Московской консерватории. Некоторое время жил в Китае. Выиграл несколько фортепианных конкурсов. Но из всех своих странствий вернулся в Беларусь. Женился. Работает солистом филармонии. Преподает в академии музыки.

«Сейчас очень легко передвигаться по миру, поэтому можно жить здесь и ездить с гастролями хоть на край света», — говорит он мне после концерта, состоявшегося 17 января в Малом зале им. Ширмы. — Для меня важно жить в Беларуси. Я очень привязан к Минску».

Кстати, в разговоре выяснилось, что концерт был посвящен 100–летнему юбилею Эмиля Гилельса. Хоть на афише это не значилось — отчасти из скромности, отчасти потому, что юбилейный год уже прошел. Но программа была исключительно гилельсовская — Тридцать вторая соната Бетховена и фортепианный квартет op. 25 Брамса. Оба эти произведения Гилельс исполнял с необыкновенным совершенством и глубиной, и играть их после него, да еще и в честь его юбилея, — акт артистического мужества.

Для исполнения квартета Музыкантов пригласил друзей — заслуженную артистку скрипачку Юлию Стефанович, лауреатов международных конкурсов альтиста Владимира Химороду и виолончелиста Алексея Афанасьева. «Очень люблю играть камерную музыку, потому что люблю общаться с хорошими людьми. А это лишний повод встретиться», — признается он.

На сей раз встреча явно удалась. Квартет звучал как единая цельная музыкальная личность, исполненная волнения и страсти. Зал слушал затаив дыхание.

Удалась и соната, которую пианист, естественно, исполнял в одиночестве. Меня особенно порадовали бережность и благородство звука, философская углубленность, помноженная на страсть. «Тридцать вторая соната Бетховена — это такое, знаете ли, ключевое произведение в жизни любого пианиста. К ней очень долго идешь, а потом выносишь на публику, и с этого момента начинается уже какая–то другая жизнь. У меня сегодня был первый раз», — с улыбкой поведал мне Музыкантов.

Вообще же вслед за новогодним затишьем у нас начался настоящий бум хороших камерных концертов.

Не далее как вчера состоялся вечер «Сферы звука: Французская ансамблевая музыка для двух фортепиано». Исполнители — лауреаты международных конкурсов Наталья Сазанович и Наталья Кирдань.

Завтра ансамбль солистов «Классик–Авангард» под руководством заслуженного деятеля искусств Владимира Байдова представит новую программу «В стихии танца». Прозвучат менуэт, гавот, краковяк, вальс, полька, танго, румба, самба, фрейлехс, лезгинка.

Послезавтра можно будет послушать относительно редко звучащий квинтет Брамса для кларнета, двух скрипок и виолончели и струнный секстет Чайковского «Воспоминания о Флоренции» в исполнении ансамбля солистов «Искусство гармонии». В последние годы камерные ансамбли — один лучше другого — растут у нас как грибы после дождя, потому что есть спрос. А ведь еще совсем недавно было модно сетовать, что камерной музыкой у нас никто не интересуется.

В действительности интерес огромный, и это видно по полным залам. Сезон в разгаре. Присоединяйтесь.

juliaandr@gmail.com

Советская Белоруссия № 16 (25151). Среда, 25 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter