Бывает, что поиск решения темы рисунка не менее интересен, чем его окончательный вариант

Каласы

Бывает, что поиск решения темы рисунка не менее интересен, чем его окончательный вариант. Например, сколько раз уже рисовал Якуба Коласа! И для портретов в школьные классы, и как иллюстрации, и даже дружеские шаржи. Но так, чтобы выразить суть творчества поэта и передать его характер в газетном рисунке, еще не приходилось.


Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Конечно, это сложно. По сути, приходится выполнять задачи другого жанра — станковой графики, но маленький газетный размер здорово ограничивает возможности: все должно быть предельно лаконично и четко, без полунамеков и полутонов. В газете они просто исчезают и спасает лишь ярко выраженная, «голая» тема. Есть тема — будет рисунок. Нет темы — ничего не получится.

Этот портрет задумывался давно. К юбилею поэта. И казалось ведь, что все должно было получиться легко и просто — сам псевдоним Песняра подсказывал направление, каким надо двигаться. Вот только образ из его стихотворения «Жытнi колас» (после написания которого, похоже, поэт и взял себе известный нам псевдоним) совсем не похож на того Коласа, которого мы знаем сегодня:

На саломцы тонкай

У траве густой

Сьпее адзiнокi

Колас сiратой...

Может, в 1908 году Якуб Колас и ощущал себя таким колоском, но для задуманного этот образ не годился. Перечитал «Новую зямлю». Там образы колосьев, хлебного поля создают уже другого Коласа. Но — опять не того: могучий хрестоматийный Колас гораздо монументальнее.

И работа не шла. Пока недавно не обратил внимание на керамическое панно над входом на станцию метро им. Якуба Коласа. На нем художник собрал колосья из стилизованных зернышек, напоминающих книжные странички, — в целом получилось поле из книг. И вот это уже близко к решению темы рисунка! Ведь такие зернышки, колосья, целое книжное поле — это как раз и есть то, о чем мечтал Якуб Колас! Это же то белорусское поле знаний, которое он растил всю свою жизнь. И на котором он сам был одним из первых колосков. Он, Якуб Колас.

karpoviсh@sb.by

P.S. К юбилею поэта нарисовать портрет не получилось. Зато сегодня он появился в дни, когда 60 лет назад в Минске был создан музей его имени. И это — тоже символично.

Советская Белоруссия № 174 (25056). Суббота, 10 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter