В Минске обсудят возможные поправки в избирательное законодательство Беларуси

К изменениям подходить ответственно

Полномочия действующего состава Центризбиркома истекают 20 декабря, и так сложилось, что именно в этот день в Минске состоится заседание, на котором межведомственная группа при ЦИК в обновленном составе будет обсуждать с представителями БДИПЧ ОБСЕ возможные поправки в избирательное законодательство Беларуси. Председатель ЦИК Лидия Ермошина в интервью «СБ» рассказала подробности грядущего визита европейских экспертов, а также поделилась своими наблюдениями по итогам мониторинга президентских выборов в Узбекистане.



— Лидия Михайловна, на ближайшие годы вы остаетесь на посту руководителя Центральной комиссии. Как восприняли эту новость?

— В принципе, я восприняла ее с удовлетворением. Во–первых, я считаю, что любому человеку приятно, когда его ценят и считают в определенном плане незаменимым. Во–вторых, я еще, наверное, слишком молода душой, чтобы сидеть на пенсии и вязать носочки.

— В декабре запланирован визит в Беларусь специалистов БДИПЧ. Есть ли вероятность того, что Палата представителей уже скоро будет рассматривать поправки в избирательное законодательство?

— В ближайшее время Парламент никаких поправок на этот счет рассматривать не будет. Только на днях мне пришел в переводе окончательный отчет БДИПЧ ОБСЕ с рекомендациями. А 20 декабря мы будем встречаться со специальным координатором миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на выборах в Палату представителей, заместителем председателя ПА ОБСЕ Кентом Харстедом. К этой встрече Центризбирком возобновит работу межведомственной экспертной группы, которая начала действовать еще до выборов в белорусский Парламент. Совместно с ЦИК экспертная группа изучит предложения БДИПЧ, которые будут озвучены на заседании в Минске, и выработает некий документ (доклад Президенту) по поводу их реализации. Далее уже Президент определит, какие из этих предложений могут быть реализованы в виде законодательной инициативы. При принятии положительного решения законопроект будет подготовлен в стенах Центральной комиссии, а позже — внесен в Парламент с соблюдением всех процедур. Думаю, наши эксперты из межведомственной группы выскажут Кенту Харстеду какую–то свою позицию по корректировкам избирательного законодательства в нашей стране. Вы знаете, облик Ермошиной в значительной степени демонизирован. Как и многие ответственные женщины советского поколения, я все тащу на себе, считая, что остальным будет тяжело и они не справятся. При этом создается иллюзия, что и все решения тоже принимаю я, а какие–то инициативы деспотично не допускаю на общественное обсуждение. Так или иначе создание межведомственной группы при Центральной комиссии — очень удачная мысль. Пусть наши эксперты пообщаются с господином Харстедом. Он же, кстати, работал у нас и во время президентских выборов в 2015 году. Можно сказать, на белорусских выборах он старожил.

— Вы недавно вернулись из Узбекистана, где проходили президентские выборы. Что интересного вынесли из наблюдения за этим электоральным событием?

— Обратила внимание, что в Узбекистане широко используется институт досрочного голосования. Правда, избирательные участки работают без всяких перерывов и даже досрочное голосование обеспечивает весь состав комиссии, а не два человека, как у нас.

Узбекистан наконец–то прописал в своем избирательном законе нормы, которые касаются порядка ведения предвыборной агитации, ибо раньше это понятие у них не раскрывалось вообще. Появилась норма о том, что вся предвыборная продукция должна изготавливаться на территории страны, то есть запрещено использовать иностранные средства. Это обязательное условие. У них тоже появились избирательные фонды, расписано эфирное время для предоставления кандидатам в президенты.

— В постсоветских странах сейчас можно наблюдать своеобразную моду на референдумы: сначала в Таджикистане, потом в Азербайджане и Кыргызстане. Даже в Беларуси витают мысли о проведении референдума, хотя, по сути, достоверно никто ничего об этом не знает...

— Думаю, что это никакая не мода, а некоторые государства просто созрели для такого шага. Для того чтобы создавать какие–либо национальные законы, которые будут стимулировать экономику либо укреплять общество, зачастую необходимы определенные изменения, а для этого требуется вносить корректировки в Основной Закон. Бывает так, что просто те или иные меры не всегда вписываются в рамки Конституции. Так что, скорее всего, референдум — это ответ на вызовы времени, которые диктуют властям той или иной страны поступать подобным образом.

Что касается проведения референдума в Беларуси, предположений может быть масса, но Центральная комиссия никаких поручений на этот счет не получала. Знаете, в этих вопросах никогда не нужно спешить. Да и потом: если референдум наметится, вряд ли он будет проводиться отдельно. Было бы правильно совместить его с местными выборами, чтобы деньги зря не транжирить.

pastush@sb.by

Советская Белоруссия № 241 (25123). Четверг, 15 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter