О музеях Могилевщины

История со вкусом

В самом центре Могилева — между Пожарным переулком, улицами Первомайской и Ленинской — есть комплекс зданий, построенных в первой половине ХХ века. Сейчас они пусты. И вот горожане, трепетно относящиеся к истории, подали городским властям идею — разместить в одном из них музей. Поскольку здесь когда–то располагался хлебозавод, то и музей должен быть соответствующий — хлеба.

Перекресток ул. Ленинской и пер. Пожарный, 2001 г.
Фото radzima.org

Задумка хорошая. Ведь здания находятся в исторической части города, и не хотелось бы, чтобы все они ушли под офисы, кафе и торговые центры. Торговых комплексов в городе предостаточно, а вот культурная изюминка не помешает. Музеев в Могилеве немало: областной краеведческий, истории, этнографии, художественный имени Павла Масленикова, Бялыницкого–Бирули... И конечно, в каждом есть интересные экспонаты. Но посетитель, что местный, что приезжий, сегодня привередливый. Ему подавай оригинальность, изюминку, то, чего нет ни у кого и можно увидеть только здесь.

Сужу по себе. Иду в музей не за тем, что самой можно в интернете почитать. Непременно — за уникальной историей. Конкретного раритета. Ведь это именно то, что цепляет. От трогательной истории, как от хорошей книги или фильма, остается послевкусие. О ней хочется рассказывать. Мне, например, помнится история раритетного сервиза из могилевского музея этнографии. Изготовленный в 1860 — 1880–е годы, он попал сюда из частной коллекции коренной петербурженки Зинаиды Дубровиной, предки которой были дворянами. Участница знаменитой операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, она дошла до Берлина, где лично встретилась с маршалом Жуковым... Была репрессирована, а когда ее реабилитировали, возглавила первый в Союзе Дом мод. У Дубровиной одевались все знаменитости, а еще она коллекционировала старинные вещи...

Помнится и трогательная история инкрустированной шкатулки из Бобруйского краеведческого музея, переданной сюда из Германии. Это — работа местного мастера Хруцкого. Человек, родившийся без рук и без ног, делал шкатулки, зажимая инструменты зубами. Одну из таких подарил вождю, взамен получил именные карманные часы с надписью «Петру Иосифовичу от Сталина», радиоприемник и набор тюля на окно... Судьба Хруцкого трагична, умер в нищете...

Уметь подать «вкусно» любой экспонат важно. Ведь самостоятельно выискивать жемчуга в биографии отдельного музея посетителю и в голову не придет. Быть может, оттого лично я сама люблю маленькие, необычные музеи или экспозиции. Потому что знаю изначально, на что иду смотреть. К примеру, в могилевском художественном музее Масленикова с помощью голографии  воссоздали Крест Евфросинии Полоцкой. Заходишь в бронированную комнату–сейф, и перед тобой появляется трехмерное изображение копии национальной реликвии, бесследно исчезнувшей в годы Великой Отечественной. Стоишь одна, звучит музыка — и ощущение, будто прикасаешься к тайне.

Еще мне нравится маленькая хатка в Кривеле, на Шкловщине, — музей популярнейшего в 1930 — 1960–е годы киноактера Петра Алейникова. Парня из фильмов «Семеро смелых», «Трактористы», родившегося в этом селе, тут помнят многие. Тут его родня, которая может рассказать о нем много забавных историй. И это греет по–особому. Симпатичны мне музей матери в Кричеве, в возрожденном памятнике архитектуры XVIII века, дворце Потемкина. И первый в стране музей «Назад в СССР» на Круглянщине. Потому что, бывая там, словно возвращаешься в детство. И эти теплые эмоции остаются в тебе надолго.

Каждый раз, собираясь в другую страну, я составляю список достопримечательностей, куда включены и любопытные музеи. К примеру, в хорватском Загребе я бы посетила музей разбитых сердец, а в Массачусетсе — музей плохого искусства, где собраны не лучшие работы знаменитых художников, а также странные копии.

Уверена: если бы необычные музеи открывались у нас, они были бы популярны. Ведь главное — заинтриговать, удивить, вызвать эмоцию. И уже через нее — интерес к культуре, традициям, истории.

Музеи Могилевщины, конечно, прирастают новыми любопытными экспонатами, целыми залами. По словам начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского облисполкома Андрея Кунцевича, есть идея создать в области новый музей — рушника. Именно нашего, могилевского, самобытного. Думаю, посетители его экспозицию оценят по достоинству.

olgak53@mail.ru

Советская Белоруссия № 13 (25148). Пятница, 20 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter