В Новый год от Баха до Оффенбаха

Искристая, как шампанское

Все артисты любят свою публику и мечтают о взаимноcти. Некоторые свою любовь тщательно скрывают, и тогда она дает трещину или даже превращается во взаимную ненависть.


Дирижер Евгений Бушков любит свою публику страстно и открыто — так же как музыку. И публика отвечает ему тем же. Достаточно посмотреть, сколько народу собирается на его концерты и как горячо ему аплодируют.

Бушков — это человек–мост. Коренной москвич, он — живая память о тех временах, когда билет в Москву стоил четырнадцать рублей плюс рубль постель, а билет в Большой зал Московской консерватории — ну максимум рубль пятьдесят. И у нас проездом гастролировали лучшие московские артисты, и наша филармоническая афиша пестрела абонементами: «Антология русского романса» (одна от Архиповой, другая от Образцовой), «Все концерты Моцарта» (в исполнении самых модных московских пианистов), «Все концерты Шостаковича» (ради которых к нам приезжал квартет имени Бородина).

Он — живая связь с самым актуальным, интересным и ярким, что есть в современной музыкальной культуре — будь то на Востоке или на Западе. С теми людьми и событиями, которые мы видим в минутке Rolex на Euronews. C Германией и Австрией, с Соединенными Штатами и Венесуэлой.

Он — отважный искатель в нотных библиотеках и архивах. Как естествоиспытатель по косточкам собирает недостающие звенья между слоном и мамонтом, австралопитеком и человеком, он находит неизвестные произведения, восстанавливающие утерянную связь между музыкальными эпохами и жанрами, между Шуманом и Чайковским, Бахом и джазом.

И он сам выходит лицом к лицу с публикой, простыми словами объясняет ей все, что нужно знать об исполняемых произведениях, и эти рассказы — непостижимое сочетание исповеди с научным открытием. И таково же его исполнение.

В декабре Государственный камерный оркестр Беларуси и его художественный руководитель, заслуженный артист России Евгений Бушков, порадовали минчан двумя концертами.

4 декабря «Музыкальное приношение» к 100–летию со дня рождения Эмиля Гилельса. В программе клавирные концерты Баха и Моцарта. За роялем 48–летний Михаил Лидский — один из лучших, на мой взгляд, российских пианистов, слишком экстравагантный и субъективный, чтобы нести на себе неподъемную тяжесть званий и наград. И 12–летняя Мишель Бушкова — дочь дирижера, одинаково хорошо владеющая скрипкой и фортепиано. Под Новый год она будет играть в Вене, потом в Гштадте, а всего в этом месяце у нее 16 концертов — такое под силу не всякому взрослому музыканту. Мишель поразила меня добротностью пианизма и отнюдь не ребяческой осмысленностью игры. И все это приправлялось замечательными воспоминаниями ее отца о Гилельсе и музыкальной Москве 1970 — 1980–х годов.

21 декабря — фееричный новогодний концерт из серии «Для всех. От Баха до джаза». Солировал пианист Александр Могилевский — как и Бушков, воплощение лучших традиций советской академической школы. Добротная игра, в которой тщательно выверен каждый звук. Наследие выдающихся педагогов — в том числе его бабушки Серафимы Леонидовны Могилевской, неофициально считавшейся одним из лучших фортепианных педагогов мира. И вместе с тем — полная раскованность и радость музицирования. Кстати, именно у нас Могилевский впервые позволил себе публично выступить с джазовыми импровизациями.

Чего только не было в этом концерте от Баха до Оффенбаха! И симфония Моцарта, и никому не ведомый, красивейший концертштюк забытого композитора Карла Рейнеке (1853), партитуру которого прислали накануне из Лейпцига, и фуга con Pajara pinta («С пестрой птичкой») Альдемаро Ромеро, откопанная Бушковым в библиотеке венесуэльского оркестра, и новогодние шутки с «Лунной сонатой», «Елочкой», шансоном и канканом... Все это сверкало и искрилось, как шампанское.

Да насладимся музыкой! С Новым годом, друзья!

juliaandr@gmail.com

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Советская Белоруссия № 250 (25132). Среда, 28 декабря 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter