Не так уж и безнадежна ситуация, как ее рисуют некоторые предприниматели?

ИП на перекрестке

В начале января ходил по рынку «Ждановичи». Обновляли с сыном к новой четверти школьный гардероб. В центрах «Мир моды» торговля просыпалась после праздников. Соотношение работающих и закрытых торговых точек было примерно 50 на 50. Возможно, по причине отсутствия у хозяев документов на товар, возможно, в силу их желания еще немного отдохнуть. По крайней мере, на непричастном к легпрому «Радиомаркете» расклад был примерно такой же. А вот уличные ряды под ширпотреб действительно пустовали. Здесь, похоже, торговцы выполнить требование о сертификации не смогли. Однако удивительным оказалось то, что вовсю бурлила торговля на более дешевом рынке «Лебяжий». Работала здесь и давно облюбованная точка детской одежды с вполне добротным фабричным китайским товаром. Ее владелец в требовании продавать сертифицированную продукцию проблемы не видит. Получается, не так уж и безнадежна ситуация, как ее рисуют некоторые предприниматели? А в большей степени те, кто за ними стоит и подталкивает в спину.


Поделюсь еще некоторыми личными наблюдениями также с очень популярного торгового места. Это улица Ябао Лу в Пекине. В 1990–х здесь стихийно возник рынок, ориентированный на русскоязычных челноков. Но теперь от откровенно антисанитарного бардака из разномастных палаток не осталось и следа. По обе стороны улицы выросли фешенебельные оптовые торговые центры под десяток этажей. Причем специализированных. Представьте: десять этажей шуб, рядом десять этажей детской одежды, поодаль десятиэтажка спортивной одежды. В общем, все, что вы видите на наших рынках и в торговых центрах, там аккуратно разложено поэтажно. Можно заглянуть и в розничные торговые центры. Но тут будьте готовы к легкому шоку, если увидите товар, к которому приценивались в Минске, но в пять, а если хорошо поторговаться, то и в десять раз дешевле. Не верите? А зачем тогда домовитые хозяева, построив коттедж, заказывают полную меблировку в Китае? Дешевле значительно, даже с учетом перевозки. А качество вполне достойное. Нынче Китай уже совсем не тот, что 20 лет назад.

Кстати, о перевозке. Если вы заинтересованный предприниматель, вам достаточно один раз побывать на Ябао Лу, чтобы найти себе поставщика товара. Дальше достаточно контактов по электронной почте и почтовой пересылки образцов новинок. Доставку товара куда прикажете выполнит любая из многочисленных здесь контор Карго. За вполне вменяемые деньги. И так работает, развивая бизнес, огромное количество людей по всему бывшему Советскому Союзу.

Вот вам жизненный пример. Как–то случай свел с солидным бизнесменом, который в начале коммерческого пути баулами тягал обувь из Китая в забитых под потолок чартерах. Рос производитель в объемах и качестве, ширился бизнес и у нашего коммерсанта. В какой–то момент партнеры пришли к такой любопытной схеме. К каждому новому сезону бизнесмен ехал в Европу, ходил по бутикам и покупал приглянувшуюся обувь из новых коллекций. Отсылал образцы китайскому производителю. Тот изучал новинки и уже через неделю готов был поставлять крупные партии заказанных моделей любых размеров и расцветок. Здесь, конечно, можно спорить о чистоте коммерции с точки зрения авторства изделий, но по критерию чистого бизнеса — блестящая схема.

К чему это я все? Да все к тому, что не верю в стенания иных наших коммерсантов о том, что цивилизованная торговля им не под силу и вообще невозможна. Китайский производитель давно вырос. Свой товар сопровождает всеми необходимыми документами. Другое дело, что если его здесь получать посредством Карго, то придется растаможивать и указывать цену. Если настоящую — волей–неволей покажешь реальную прибыль. О разбежке в стоимости закупки и конечной продажи сказано выше. Если стоимость завысить — придется пожертвовать частью заработка. Дилемма, однако. И от привычки возить сомнительный товар из Москвы, ни за что не отвечая, отказываться не хочется.

Я охотно верю в то, что московские поставщики на просьбу предоставить сертификат посылают куда подальше. Потому что сомневаюсь в том, что те, кто так делает, торгуют легальным китайским товаром. Раньше наши предприниматели любили «затариваться» на Черкизовском рынке. Помните, сколько там нашли подпольных цехов, на которых трудились нелегалы? Шили джинсы, майки, байки и прочие шмотки. Какие тут могут быть сертификаты? И нужно быть наивным, чтобы верить в исчезновение всех подпольных цехов с падением «Черкизона».

Обеспечивать сбыт в Беларуси такому производителю цивилизованно? Ответ, по-моему, однозначный — нет. Тот, кто понимал, что эта лавочка рано или поздно прикроется, перестроился и сегодня продолжает работать. Предприниматель потому так и называется, что постоянно что–то предпринимает, чтобы бизнес процветал. А тому, кто от отсрочки к отсрочке не предпринимал ничего, можно только посочувствовать. Ну не всем дано вырасти в успешного, дальновидного бизнесмена, умеющего работать и зарабатывать по общепринятым и единым для всех правилам. А однообразие, однородность и прозрачность бизнес–поля в стране и есть признак цивилизованной коммерции. В противном случае на нем будут расти не только капиталы, но и коррупция, и откровенный криминал.

Неужели этого не понимают те, кто сегодня пытается политизировать вопрос? Да, согласен — надо разговаривать, дискутировать и разбираться в сути. Где, к примеру, наши оптовые базы, на которых могут купить ипэшники товар, если самому недосуг ехать на Ябао Лу или к турецким фабрикантам? Поручения, помнится, были, а что для этого сделано? В конце концов, чтобы не забывали в спорах и о нас — простых потребителях. Нам ведь всем нужно, чтобы товар был недорогим, качественным и безопасным. Все согласны?

kryat@sb.by

Советская Белоруссия № 20 (24902). Среда, 3 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter