Об учебнике географии

Индекс непонимания

Как и любому родителю, мне время от времени приходится брать в руки школьные учебники. Дочь, ученица 8–го класса средней минской школы, в основном справляется с домашними заданиями сама, лишь иногда обращается за помощью — в принципе, нормальная ситуация, когда речь идет о сложных химических формулах или математических закономерностях. Приходится вчитываться в учебники, вспоминать азы, пытаясь простым и доступным языком объяснить 13–летней девочке сложные вещи, нередко изложенные с какой–то псевдонаучной претензией. К этому как–то уже привык, проблема — давно и ни для кого не новость, тема поднималась неоднократно и с самых высоких трибун. Нечто другое недавно сильно задело.


Итак, в руках у дочери учебник географии 2014 года выпуска, 2–е переработанное издание. Книга открыта на параграфе, посвященном особенностям социально–экономического развития стран мира. Ученица «зависла» на понятии индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) и его расчете с числовым интервалом от 1 до 0. Действительно, есть такой индекс, который ежегодно составляется Программой развития ООН среди 187 стран. В последние годы Беларусь стабильно держится в первой трети списка, который составляется на основе суммирования трех основных показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровне грамотности и возможностях образования, а также достатка населения. Ну и ладно, думаю про себя, посчитали авторы учебника, что дети должны знать о таких рейтингах, значит, информация важная. Хотя само появление рейтингов в школьных учебниках и особенно в учебнике географии — это тот самый явный «перегруз» программы, от которого страдают и ученики, и учителя, и вся система образования. За исключением разве что издательств, имеющих стабильные заказы год от года за счет необходимости внесения в учебники обновленных цифр...

Но ИРЧП оказался только прелюдией. Читаю параграф далее и натыкаюсь на новую географическую классификацию стран мира. Вот какая картина мира должна сложиться в уме восьмиклассницы. Первая группа — экономически высокоразвитые страны. В учебнике они называются поименно, но список точно укладывается в круг стран — участниц «большой семерки». «Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.)», — сообщают юным белорусам. «Среднеразвитость» — это что–то новенькое. Впрочем, читаю учебник дальше, втайне надеясь, что под «др.» где–то скрывается и родная Беларусь. Увы. Наше государство по школьной классификации отнесено к «третьему миру», к развивающимся странам. Из контекста понятно, что Беларусь вошла в список стран, который составлен по принципу «те, что не вошли в две первые группы». Иначе как объяснить, что здесь и Россия, и Южная Корея, и Саудовская Аравия, а также «наименее развитые страны» — всего 140 названий со всех материков?

Не хочу даже вдаваться в полемику с авторами учебника географии по поводу критериев составления таких рейтингов. Но если вы уж придерживаетесь классификации ООН, то давайте будем последовательными и ориентироваться именно на общепринятую международную терминологию, согласно которой Беларусь является страной с переходной экономикой (хотя и это, наверное, не совсем точно отражает те сложные процессы, которые происходят в стране с момента обретения независимости, и даже по сравнению с соседями по бывшему СССР и социалистическому блоку). Обиднее всего, что моему ребенку — а точнее, уже как минимум трем «параллелям» подрастающих белорусов, прошедших школьный курс географии за 8–й класс по этому учебнику, — прививается какая–то ущербность, третьесортность. Я категорически против таких установок, потому что именно так задаются совершенно искаженные идеологические ориентиры, которые потом будет очень сложно вытравить из неокрепшего сознания.

Ревизия школьной программы, лишний раз убедился, безусловно нужна. И тут нужно пересмотреть не только позиции, которые носят явно избыточный характер и чье бессмысленное зазубривание лишь попусту тратит время учеников, хотя они могли бы с пользой провести его в спортивных, художественных или технических секциях и кружках. Надо посмотреть на школьную программу шире: понять, как она, а также педагоги и учебники в целом формируют личность. Ведь здесь у них очень серьезные конкуренты: кинематограф, социальные сети, компьютерные игры. А школьные учебники для этого поколения — чуть ли не единственные в их жизни книги, других они практически не читают. Поэтому к содержащимся в них текстам внимание должно быть исключительное, а пособия обязаны соответствовать требованиям времени, запросам общества и последующих ступеней образования. Ну и здравому смыслу, конечно, тоже.

v3282726@yandex.ru

Советская Белоруссия № 11 (25146). Среда, 18 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter