Работники «Метча-Агро» по горло сыты планами частного инвестора и требуют передачи хозяйства государству

«Гвардия» отступает последней

ОЗДОРОВЛЕНИЯ и инвестиций – вот чего ожидали власти от новых собственников, которым 13 лет назад впервые разрешили покупать хозяйства.  Два  Указа Президента,  принятые в 2004 году,  четко оговаривали  условия, по которым сделка была бы выгодной как крупным бизнесменам, так и сельчанам. Судьбы агропредприятий, которые приобрели инвесторы, сложились по-разному. Крупные бизнесмены, даже будучи не в восторге от необходимости проникать в глубины сельхознауки, со временем, как люди деловые и ответственные, старались извлечь максимум пользы от нового непрофильного актива — агробизнеса. Многим хозяйствам они не только помогли выйти из тупика, но и вывели на такой уровень, когда понятно без слов: в сельской хате появился хозяин. В «Метча-Агро», а именно так сегодня называется бывшее сельхозпредприятие «Гвардия» Борисовского района, ситуация иная: инвестор угробил хозяйство, обратно в коммунальную собственность не возвращает, управы на него никакой.


Получив такой сигнал от сельчан, редакция немедля откомандировала корреспондента в Борисовский район.

«Фуа», да не «гра»

«ГВАРДИЯ»  в свое время славилась на всю страну. В ее состав входила птицефабрика — единственный производитель уникальных, так называемых, печеночных гусей, от которых, кроме мяса, перьев и жира, получали дефицитную деликатесную продукцию — знаменитое фуа-гра. Когда  «гвардейцы» по разным причинам начали сдавать позиции, сельхозпредприятие продали СП «Лада ОМС Холдинг» ЗАО. Это обошлось новому владельцу в миллиард 394 миллиона 200 тысяч тогдашних рублей – всего 20 процентов от семимиллиардной  стоимости чистых активов. Но и эти деньги инвестор не терял: средства оставались на счетах нового собственника и должны были пойти на развитие хозяйства. По условиям договора купли-продажи покупатель обязался выплатить стоимость предприятия в рассрочку в течение трех лет без индексации и всякой пени.

Поначалу казалось, счастью сельчан, ошарашенных громадными планами нового собственника, не будет конца, «Гвардия» превращалась в оазис безоблачной крестьянской жизни. Планировалось и молочный завод построить, и наладить производство продукции из птицы, и поставлять  это изобилие не только в Минск, на местный рынок, но и в российскую столицу. Благо прекрасная логистика — рядом трасса Брест—Москва. Но, судя по звонку в редакцию, планы разбились вдребезги.

…На автобусной остановке в деревне Большая Ухалода спрашиваю у пожилых жителей, что-то оживленно обсуждающих, как пройти на птицефабрику.  Моему вопросу удивляются: там, мол, сейчас все развалено и закрыто, мы здесь живем, знаем. Это раньше все крутилось, за утятами- цыплятами стояла очередь аж до границы с Россией. За подробностями рекомендуют обратиться к бывшему главному бухгалтеру. Она, Алла Мышковец, сейчас на пенсии, и о том, что знает и помнит, рассказывает с болью.   

Действительно на фабрике было свыше 140 тысяч голов птицы, убойный цех и своя переработка. После того как «Гвардию», к которой относилась птицефабрика, купил новый собственник, через какое-то время дела стали хуже некуда. С 2004  по 2006 годы сменились четыре директора, начали убивать птицу, а затем  предприятие отделили от хозяйства и продали некоему итальянцу. С этого времени оно окончательно покатилось вниз, а к 2012-му производство практически стало. «Непонятно куда подевалось оборудование, вплоть до светильников. Растащили кто куда. Остались только здания и сторож на проходной. Что он там сторожит, непонятно. С людьми полностью так и не рассчитались».

Бывший главбух вздыхает: государство предполагало, что богатый человек вложится и поднимет хозяйство, а получилось наоборот. И обращает внимание, что собственнику во всем пошли навстречу, освободили от налогов на три года. А он, принимая как должное, лишь менял счета, названия предприятий…

Правота сельчан подтверждается множеством документов, находящихся в распоряжении редакции. Вот только некоторые из них.

СОГЛАСНО справке Минского облисполкома, в июле 2004 года Минсельхозпрод заключил договор купли-продажи «Гвардии» с СП «Лада ОМС Холдинг» ЗАО. Но через месяц холдинг учреждает общество с ограниченной ответственностью «ОМС-Агро», и Минсельхозпрод заключает новый договор уже с этой фирмой. Собственник должен уплатить равными долями чуть менее 1,4 миллиарда рублей к 2007 году.  Знаете, в чем «фишка»?

«ОМС-Агро» — это та же «Гвардия», только с новым названием, и она за себя же должна заплатить в бюджет.

Красивый бизнес-ход? Забегая вперед, скажу, только в 2010 году после решения Высшего хозяйственного суда собственник рассчитался по договору. Точнее, даже не инвестор, а само сельхозпредприятие перечислило 100 миллионов рублей за счет своей выручки.

В 2007-м, через три года после сделки, новый хозяин придумывает интересный пассаж с акциями: ООО «ОМС-Агро» («Гвардия») реорганизовывается и на свет появляются ЗАО «Птицефабрика ОМС» и частное предприятие «Торговый дом ОМС-Агро». Уставный фонд обеих компаний формирует, конечно же, «ОМС-Агро». И что любопытно — все долговые обязательства птицефабрики в 12,5 миллиарда рублей остались висеть на хозяйстве. Тогда подобная реорганизация обосновывалась сложным экономическим положением многоотраслевого сельхозпредприятия. Предполагалось, что обособленная птицефабрика сможет эффективнее развиваться. Но мечты птицеводов о солидных денежных вливаниях не сбылись, на деле все вышло с точностью до наоборот.
Сегодня в Борисове пройдет заседание Президиума Совмина по вопросам развития региона, на котором в том числе будет дана и оценка состояния АПК района. Полагаем, что ситуация, в которой оказалась «Гвардия», и возникший здесь очаг социальной напряженности могут стать предметом рассмотрения.
ОТЧЕТНОСТЬ констатирует: до разделения птицефабрика работала стабильно с выручкой, превышающей 7—8 миллионов рублей. После реорганизации,  казалось бы,  дела должны пойти в гору, ведь предприятие начало работать с чистого листа,  и поскольку формально задолженности не было, свободно кредитовалось банками. Но вот загадка: с 2009 года производство начало падать, фабрику продают новому инвестору — контрольный пакет акций переходит итальянской компании ООО «Италбелком». Если в 2007 году производилось 1379 тонн мяса птицы, то к 2012-му — 200 тонн.  «Итальянец перечислил один раз 450 миллионов и все, — уточняет бывший главбух птицефабрики. — Больше ни его, ни его денег не видели. В 2012 году всю птицу продали 1-й Минской птицефабрике, а люди пошли искать работу».

Сухой остаток сделки таков: собственник перепродал итальянцу птицефабрику, который за год ее обанкротил и спокойно уехал домой. С тех пор   предприятие вообще ничего не производит. Все имущество и банковские счета арестованы.

За сбычу метч!

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что и «ОМС-Агро», а с 2014 года «Метча-Агро», не в лучшем положении. По итогам прошлого года убыток 824 тысячи рублей. Сельскохозяйственный актив инвестора сработал с рентабельностью минус 32,9 процента.

Сегодня «Метча-Агро» тонет в долгах и разваливается на глазах. Если в 2004 году здесь работали 490 человек, в 2016-м – 160. Надолго не задерживаются и специалисты. За последние два года сменилось четыре директора. Нынешний – Дмитрий Самец – в должности пару недель, а его предшественник задержался лишь на 8 месяцев. Средняя зарплата в хозяйстве 382 рубля. Почему такой мизер? Почему, если не получилось с птицей, не вытащило из нищеты производство молока, ставшее для сельчан настоящей палочкой-выручалочкой? Тоже не срастается. На всех четырех фермах получают молоко в основном первого сорта – это ни в какие рамки. Выручка не больше 80 тысяч рублей в месяц, рентабельность продаж – минус 13,7 процента. К слову, не лучше дела и в растениеводстве.

Главный экономист Дмитрий Королев тоже ничем порадовать не может – зарплата доярок, а их 20 на 795 коров, в среднем от 355 до 455 рублей. Услышав это, не верю ушам своим. Два десятка доярок на восемь без малого сотен буренок?  Извините, но о какой экономике даже в ближайшем приближении может идти речь? Причем рогатых бедолаг из-за болезней и недокорма все меньше и меньше: в 2015 году их было 920. Немудрено, что каждая из них в среднем дает только по 3351 килограмму молока в год. К концу года по сравнению с прошлым получат молока еще меньше, неуверенно прогнозирует главный экономист.

ПОНЯТНО, с нового руководителя взятки гладки. Знакомлюсь с заведующей фермой «Леоново» Ольгой Ивановой, которая работает в хозяйстве более 20 лет. На ее ферме 140 коров, от каждой в среднем получают лишь по 10 килограммов молока в день. На вопрос, почему так мало, Ольга Викторовна отвечает не задумываясь: чтобы корова дала молоко, ей надо поесть, а пастбище, которое сто лет не перезалужалось, и не пастбище вовсе, да если комбикормов в помине нет, как ни тужься, ничего не получишь.

На этот эмоциональный спич Дмитрий Самец возражает: «Для такой, мол, фермы такие надои – это супер». Полноте, господин директор. Да, молокопровод — хорошо, доильный зал – еще лучше, но толку с них, если животные полуголодные. И если их выкашивают болезни.

А ВОТ еще что поразило (хотя, признаюсь, после разговора с экономистом думала, что удивляться уже не способна) до глубины души. Если, как вы помните, у Салтыкова-Щедрина один мужик двух генералов прокормил, то здесь 140 ледащих коровенок худо-бедно  кормят 14 человек. Троих доярок, их подменную, четырех пастухов, двух механизаторов, двух слесарей, фельдшера и завфермой. Таких раздутых штатов и в тучные времена в самых богатых хозяйствах отродясь не видела.   

Потому и Дмитрию Самцу не очень-то поверила на слово, поехали в контору проверять. Все сошлось. Сколько ж, спрашиваю, они зарабатывают. Разделите, говорят, 5 тысяч рублей месячного фонда зарплаты на 14 работников, и получите 350 рублей на каждого.

— Как работают, так и получают, — одна из конторских служащих явно демонстрирует свое превосходство над трудягами.  

Между прочим, их, таких, которые не на выработке, в конторе аж целых пять. И у каждой есть своя работа: одна занимается растениеводством, другая — животноводством, третья — механизаторами, четвертая — вообще замбухгалтера, а пятая — просто расчетами. Какими именно, я уже не стала уточнять, может быть, пастухами...

Вопрос: если все эти несуразности, побывав на месте буквально пару часов, вижу я, почему их не видит и вообще куда смотрит собственник? Собирался ли вообще инвестор вкладывать деньги и развивать хозяйство? Есть и еще один закономерный вопрос: почему молчала местная власть и более 10 лет терпела такую ситуацию?

Отвечаем: Борисовский райисполком бьет в колокола не один год. Ответы на обращения во всевозможные инстанции невразумительны – не наша компетенция. В 2013 году райисполком уже изъял 980 гектаров сельхозугодий, а владельцу в очередной раз предложили передать ООО «ОМС-Агро» в коммунальную  собственность, резонно полагая:  зачем тебе хозяйство, ты же ничего не делаешь? Безрезультатно.

Готовя материал к печати, я, естественно, предложила гендиректору  СП «Лада ОМС Холдинг» Алексею Ваганову прямой диалог. Алексей Васильевич попросил прислать вопросы письменно. Что и было сделано. Но все оговоренные нами сроки их получения вышли. Не буду гадать почему, просто позволю себе проинформировать читателя, что же пыталась узнать газета у бизнесмена:

— Вы приняли РУСП «Гвардия» с действующей птицефабрикой и семимиллиардным долгом. По информации Минского облисполкома и Борисовского райисполкома, сейчас это сельхозпредприятие с долгами по тем ценам уже в 77 миллиардов рублей. Причины?

— Почему ООО «Метча–Агро» находится в довольно плачевном экономическом положении, не вовремя выплачивается зарплата, а ЗАО «Птицефабрика ОМС» вообще прекратило производство?

—  Ваше видение результатов инвестиционной деятельности в РУСП «Гвардия».

— Алексей Васильевич, зачем вам этот непрофильный актив, который, кроме головной боли, ничего не приносит?

Мы и сейчас готовы опубликовать ответы на эти вопросы.

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter