Гумус — гарант плодородия

Как вы думаете, с чего начинается урожай?
Как вы думаете, с чего начинается урожай? Да, у него много составляющих. Но даже лучшие суперэлитные семена и самая грамотная агротехника не дадут никакого результата, если почва будет бедной и неплодородной. Не зря же древние говорили, что глупый агроном выращивает сорняки, умный — растения, а мудрый — почву. Согласна с этим и заведующая кафедрой почвоведения Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Тамара Персикова. Разработанные ею научные рекомендации по биологизации земледелия, экологически безопасные энергосберегающие технологии снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду давно внедрены в Беларуси. К слову, Тамара Филипповна награждена российской медалью «Почетный агрохимик»: ее предложения используются и там.



— Тамара Филипповна, что такое почва?

— Это верхний рыхлый слой земной коры, обладающий плодородием. А под плодородием принято понимать способность почвы обеспечивать растения водой, элементами питания, теплом, воздухом. Понятия «почва» и «плодородие» неразрывно связаны. Но плодородие не остается неизменным. Оно зависит как от естественного развития почвы, так и от воздействия человека. Почва может улучшаться, становясь более плодородной, и, наоборот, терять свое плодородие.

— Как давно почвоведение сформировалось как наука?

— В XIX веке, но изучение почв началось несколько тысячелетий назад. Древние мыслители Геродот и Аристотель выделяли в почве верхний горизонт, пригодный для пахоты. Затем (по их учению) шел слой, который служил для питания корней травянистых растений, под ним — слой для питания деревьев. Отдельно выделялась так называемая «жировая прослойка», в которой якобы находились вода, огонь, воздух и особые соки земли. Почвы, имеющие эту прослойку, считались плодородными, а не имеющие — бесплодными. Уже тогда четко было определено, что урожайность в большей степени зависит от климата и состава почвы, нежели от обработки и сорта выбранного растения. В начале I века нашей эры Плиний Старший доказал, что плодородие почвы снижается в процессе ее использования. Это стало предвестником известного закона убывающего плодородия почвы, согласно которому каждые последующие затраты труда и средств производства на одном и том же участке земли дают все меньшую прибавку урожая.

В Древней Руси по плодородию почвы делились на добрые, средние и худые. Кстати, таким простым делением было положено начало бонитировки почв. Первый комитет по совершенствованию земледелия создали в 1833 году. На основе анализа состояния сельского хозяйства был сделан вывод, что для его улучшения необходим научный подход. Тогда–то впервые и прозвучало слово «почвоведение» (или наука о почве) и принято решение открыть пять новых земледельческих школ. Одну — в Горы–Горецком имении Могилевской губернии. Затем она была преобразована в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию. Непосредственно же сама кафедра почвоведения была создана в 1921 году. И первым ее заведующим стал профессор Я.Н.Афанасьев. Из белорусских ученых стоит назвать А.Г.Медведева, И.Ф.Гаркушу, А.М.Брагина, Н.И.Смеяна, Н.Н.Бомбалова, Г.С.Цытрон, Т.А.Романову, В.В.Жилко, А.И.Горбылеву. К слову, по инициативе и под руководством Анны Ивановны Горбылевой в 1992 году при кафедре почвоведения у нас в академии был создан первый и пока единственный в Беларуси почвенный музей.

— А сколько типов почв в Беларуси?

— Номенклатурный список включает более 450 почвенных разностей, которые объединены в 13 типов. Это дерново–карбонатные, бурые лесные, подзолистые, дерново–подзолистые, дерново–подзолистые заболоченные, болотно–подзолистые, дерновые заболоченные, торфяно–болотные низинные и верховые, аллювиальные (пойменные) дерновые и дерновые заболоченные, аллювиальные болотные, старопойменные, антропогенные. На долю дерново–подзолистых и дерново–подзолистых заболоченных почв приходится около 74% пахотных земель.

По гранулометрическому составу почвы делятся на глинистые, суглинистые, супесчаные и песчаные. Принято считать, что глинистые и суглинистые относятся к тяжелым, а песчаные и супесчаные — к легким. Все зависит от того, какие почвенные фракции входят в состав. Чем они меньше по размеру, тем тяжелее почва по гранулометрическому составу. Свойство почвы впитывать и удерживать влагу называется влагоемкостью. Глинистые почвы удерживают до 60% воды от массы почвы, суглинки — 30 — 40%, супеси — 20%, песок — до 10%. Поэтому при поливе почва и может взять лишь строго определенное количество воды.


Музей почвы

— Можно ли самим определить гранулометрический состав почвы?

— Можно. Возьмите из верхнего слоя пригоршню почвы, добавьте воды и размешайте до тестообразного состояния. Затем скатайте шарик, раскатайте его в шнур диаметром 3 мм и сверните в кольцо. Из песчаной почвы вы не скатаете шарик. Супесчаная почва легко скатывается в шар, но шнур из нее не получится. Легкосуглинистая почва образует шарик, а шнур при раскатывании распадается на части. Из среднего суглинка можно и шарик скатать, и шнур растянуть, но кольцо разорвется. Тяжелый суглинок во влажном состоянии пластичен, образует шарик, цельный шнур и кольцо с трещинами по внешней стороне. Из глины же легко скатать шарик, шнур, цельное кольцо, которое можно свернуть в восьмерку.

— Какой самый важный показатель плодородия почвы?

— Важны все, но, пожалуй, самый определяющий — содержание гумуса. И его количество зависит от наличия в почве органического вещества. Без него почва неизбежно истощается, со временем превращаясь в безжизненную массу. Один из способов восполнения органического вещества — внесение органических удобрений. Хорошо унавоженная и окультуренная почва даже при продолжительной засухе способна более длительное время снабжать растения водой и элементами питания. Гумус улучшает агрофизические, химические и биологические свойства почвы, способствует образованию прочной структуры, обеспечивает растения азотом и зольными элементами в доступной форме. Также он служит хорошим субстратом для развития полезной почвенной микрофлоры.

Из агрохимических показателей, отражающих плодородие почвы, наибольший интерес представляют кислотность почвы (рН), содержание гумуса и подвижных форм фосфора Р2О5 и калия К2О (см. таблицу № 1). Во время последнего тура агрохимических исследований у почв Беларуси были следующие показатели плодородия: pH — 5,9, содержание гумуса — 2,23%, подвижные формы фосфора — 184 мг/кг и калия — 196 мг/кг. Балл пашни — 31,2. Самый большой он в Гродненской области — 34,4, наименьший на Витебщине — 26,6.



— Чем и как можно повысить плодородие почвы, не разрушив при этом ее полезную микрофлору?

— В первую очередь вносить органические удобрения. В отличие от синтетических большая часть питательных элементов природного происхождения не растворяется в почвенной влаге, а отщепляется от органических соединений только в ответ на «запрос» растения, готового к питанию. Такое сбалансированное меню делает культуры здоровыми, устойчивыми к болезням и вредителям.

— Плюс органики еще и в том, что работает она не один год. Навоз, к примеру.

— Да, это так. На глинистых почвах он разлагается медленнее, поэтому и влияет на урожай от 5 и более лет, на песчаных — 2 — 3 года. Продолжительность действия внесенного навоза зависит и от почвенно–климатических условий. Так, в северных районах его эффективность выше в первый год внесения, в южных — в последующие годы. А все потому, что в засушливых областях из–за недостатка влаги он медленнее разлагается. Внесенный на поля навоз надо в тот же день и запахать. Незапаханный, он в течение 4 часов теряет 50% аммиачного азота, за 12 часов — 65, за 24 часов — 70, за 48 часов — 80%. Глубина заделки зависит от культуры, но в среднем от 15 до 25 см. Лучше всего вносить навоз осенью под зяблевую вспашку.

— Могут ли плодородию помочь сидераты?

— Конечно, их же не зря называют зеленым удобрением. Они обогащают почву азотом, фосфором, калием и кальцием. Улучшают ее водно–физические свойства, помогают ей дышать и получать достаточное количество влаги. Также не позволяют размножаться вредным микроорганизмам, но привлекают полезные бактерии. Лучшими сидератами считаются горчица, редька, гречиха, большинство видов бобовых (в том числе горох, люпин) и злаковых (овес, ячмень, рожь, пшеница) культур.

— Важен ли севооборот?

— Еще как! Длительное возделывание одной и той же культуры обедняет почву и приводит к ухудшению ее химических и физических свойств. Если постоянно высаживать на одном месте капусту, то повышается уровень кислотности почвы. Ежегодные посадки лука на одном месте вызывают рост популяции нематод и т.д. От взаимодействия с одной и той же культурой «устает» и сама почва. Чтобы она могла самовосстанавливаться и поддерживать оптимальный состав макро– и микроэлементов, нужен севооборот. Очень хорошо высаживать рядом разные культуры. Хорошими «компаньонами» считаются пряные и лечебные травы. Установлено, что укроп улучшает вкус свеклы, лука и зеленого горошка. Петрушка положительно влияет на томаты, кориандр, мята и тмин — на картофель и т.д.


— Могут ли минеральные удобрения заменить органические?

— Увы... Именно органике принадлежит особая роль в сохранении почвенного плодородия. Академик Д.Н.Прянишников писал: «Как бы ни было велико производство минеральных удобрений в стране, навоз никогда не потеряет своего значения как одно из главнейших удобрений в сельском хозяйстве». Чем больше мы вносим минеральных удобрений, тем активнее минерализуется гумус и снижается плодородие. Органические же удобрения позволяют накапливать гумус, увеличивать запас питательных веществ в почве, понижают кислотность, обогащают почву микрофлорой, повышают устойчивость растений к неблагоприятным факторам и многое другое. Около 75% органики идет на питание растений, а оставшиеся 25% — на восстановление гумуса (см. таблицу № 2). Опыты показали, что внесение навоза на супесчаной почве под огурцы повышает их урожайность на 43%, в том числе за счет образования углекислого газа — на 20%. Будет органика — будет и гумус. А будет гумус — порадует и урожай.

Факт

На 1 га пахотного слоя масса отмерших остатков растений колеблется от нескольких центнеров до 10 т и более и зависит от вида возделываемых растений и приемов агротехники. Масса же отмерших микроорганизмов в течение одного года может достигать 6 т на гектар.

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter