В поисках утраченного. Борисов сто лет назад

Город расположен правильно и удобно

«Местоположение города Борисова можно назвать живописным. Во всяком случае, город расположен очень правильно и удобно...» — краткая цитата из объемного очерка «Борисов», написанного в 1910 году Э.М.Клейном, Д.И.Довгялло, Н.Е.Белоцерковцем (в соавторстве). Но это так, легкая лирика. А вообще, «уездный город Минской губернии Борисов — один из выдающихся промышленно–торговых поселений Северо–Западного края. Громадные лесные богатства уезда, дешевый и удобный водный березинский путь и Московско–Брестская железная дорога вызвали здесь к жизни ряд фабрик и заводов, которые, бесспорно, влияют на внутреннюю жизнь и внешний вид города и сулят ему развитие в будущем».

Борисов. Базарная площадь. Начало XX века.

Сегодня, спустя сто лет после написанного, остается только подтвердить: а ведь были правы!

Лесную песню прервал гудок паровоза

Однако вернемся в начало XX века, когда топонимически еще различались Старый Борисов, Новый Борисов и город Борисов.

Как рассказывают авторы очерка, Старым Борисовом называли экономию имения великих князей Николая и Петра Николаевичей в пяти верстах к северо–западу от города Борисова, вверх по течению реки Березины. До того имение принадлежало князю Радзивиллу.

Борисов. Воскресенский собор.  Начало XX века.

Ново–Борисов располагался в четырех верстах от города Борисова на юго–восток, вниз по течению Березины: «лет 30 назад тут еще стоял дремучий лес, в котором бродили лоси, дикие кабаны и медведи, настоящее эльдорадо для охотников». Но... лесную песню прервал гудок паровоза. Возле Борисова пролегла линия Московско–Брестской железной дороги. И вскоре неподалеку от вокзала возник небольшой поселок Ново–Борисов. Он стал разрастаться, особенно после того как туда перевели два кавалерийских полка. Так среди леса, точно по мановению волшебной палочки, вырос целый военный городок, куда, в свою очередь, потянулись торговцы и ремесленники. А затем стали возводиться промышленные объекты. С 1900 года посад Ново–Борисов вошел в городскую черту. «Соперничество, возникшее между городом и привокзальным посадом, пробудило Борисов от векового сна, — пишут авторы очерка. —  Улицы, прежде непролазные в осеннюю и весеннюю распутицу, были вымощены. Прежние керосиновые коптилки в 1908 году заменены по городу Борисову керосинокалильными фонарями. По сторонам улиц произведена в 1910 году посадка деревьев. На особом плацу, по Московской улице, вновь устроен бульвар. Возник даже проект устройства более удобного и скорого пути сообщения со станцией. Представился удобный случай приобрести старый конно–железнодорожный материал, если бы не вмешательство какого–то инженера, указавшего на реку Сху и ее водопад при мельнице как на будущий источник электрической энергии, достаточный как для трамвая, так и для освещения города». Однако Сха не оправдала возложенных на нее ожиданий, и город не получил ни конки, ни трамвая. Не осуществились также планы автомобильного движения и организации водопровода. Зато в 1899 году в Борисове заработала телефонная линия. Новое культурно–техническое начинание поначалу стоило недорого — 15 рублей в год — и пользовалось спросом. Телефон соединял Борисов и Минск. Однако когда телефонную сеть передали от частной инициативы почтово–телеграфному ведомству, последнее подняло плату до 40 рублей, правда, сохранив на пять лет первоначальным абонентам прежнюю таксу. В результате «за последние три года, то есть с того времени, как телефон перешел в ведение казны, новых абонентов не прибавилось, а по истечении льготного срока многие, вероятно, откажутся от пользования телефоном и останутся только те, которым он безусловно необходим».

Борисов. Костел.  Начало XX века.

В 1910 году действовало в Борисове 8 и в Ново–Борисове 24 фабрики и завода: спичечная фабрика «Виктория» Б.Соломонова — 400 рабочих; спичечная фабрика «Березина» — 300; бумажная фабрика «Папирус» — 100 человек; в Ново–Борисове хрустальная фабрика В.Краевского — 160; лесопильные заводы — 375; глиняно–гончарно–посудное производство — 75; дрожжевое винокуренное производство Ваньковича и Гутмана — 100 человек.

Борисов. Тюремный замок. Начало XX века.

Достопримечательности

Планировочно город состоял из правильных четырехугольных кварталов. В центре города традиционно располагалась базарная площадь. На ней — городская водокачка, каменные здания городского казначейства и городского собора во имя Воскресения. Действовали католический костел, православный храм в Ново–Борисове и с десяток синагог.

Борисов. Хрустальная фабрика. Начало XX века.

Значительным событием становились ярмарки: первая, Васильевская, — 1 января (2 — 3 дня), вторая — на десятой неделе после Пасхи, продолжалась до 10 дней. Любопытно, что среди тривиальных ведер, лопат и корыт продавались «местные меха» — шкуры медведей, волков, лисиц, выдр, лосей, белок («до 30 штук»), барсуков, бобров, рысей, хорьков («вздорожавших в последнее время с 1 рубля 20 копеек до 2 рублей 20 копеек за штуку»), куниц, горностаев («до 300 шкурок, каждая продается по 6 рублей»). На второй ярмарке главный оборот составляли лошади. Их продавалось до 1.500 голов в среднем по 80 рублей, коровы — до 300 по 35 рублей штука. Березина в достаточном количестве снабжала город свежей рыбой. Ловились щуки, окуни, налимы, лещи, язи, изредка попадались стерляди.

Борисов. Спичечная фабрика «Виктория». Начало XX века.

Но были в городе «достопримечательности» и другого рода. Почти как в повествовании о графе Монте–Кристо, на острове реки Березины близ города возвышалось двухэтажное каменное здание тюрьмы, окруженное каменной стеной. С сушей его соединял деревянный мост. В старину на этом месте стоял деревянный замок.

Из культурной жизни

На рубеже прошлого и позапрошлого веков в Борисове образовалось несколько культурно–просветительских обществ.

Борисов. Железнодорожный мост  через Березину. Начало XX века.

Заметное развитие города стимулировало общественный запрос на образование. «Внезапно пробудившееся в народной массе стремление к просвещению застало город врасплох, — констатируют авторы очерка. — Городское училище и другие школы оказались переполненными. Усиленный спрос на образование повел также к открытию в 1907 году нескольких частных учебных заведений, в том числе частной женской четырехклассной, с приготовительным классом, прогимназии, учрежденной И.Любимовым, общественной мужской гимназии. Последняя содержится на средства города...» Тем не менее, «несмотря на 17–тысячное население, общественная жизнь Борисова не отличается особенной оживленностью. От времени до времени кружок любителей сценического искусства дает благотворительные спектакли. Иногда удостаивают Борисов кратковременным посещением «звезды» театрального мира второй величины. В минувшую зиму заезжая оперная труппа дала несколько представлений; хотя роль оркестра исполнял пианист и зал общественного собрания мало приспособлен в акустическом отношении, однако публика осталась очень довольна. Летом Вольно–пожарное общество устраивает гулянья с музыкой, танцами, фейерверком. Странствующие цирки, кинематографы, балаганы исчерпывают сумму развлечений города Борисова».

Борисов. Мельница  на реке Схе.  Начало XX века.

Знаете, а не так уж и плохо.

Кстати

В 1905 году при Борисовском городском училище организовали метеорологическую станцию. Так вот, к сведению: летний температурный максимум выпадал обычно на июль–август. 20 июля 1906 года в 13 часов термометры показывали плюс 29 градусов по Цельсию; 16 августа 1907–го — плюс 28; 14 и 20 июля 1908–го — плюс 31,5; 27 августа 1909–го — плюс 31. А мы говорим, климат меняется... Как и не было этих ста лет!

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter