Корреспондент «Р» проверила, насколько безопасно быть слепой в час пик

Глазам своим не верю

«Встаю и тут же ударяюсь мизинцем об угол кровати. Больно. Делаю пару шагов — и получаю удар по носу. Так и есть: напоролась на торец двери. Раньше дверные проемы казались шире, а углов было меньше...» — корреспондент «Р» провела день с завязанными глазами, чтобы проверить, насколько городская среда  приспособлена для незрячих.


На ногах обувь на низком ходу, в руках трость, на глазах повязка. Наполеоновских планов перед собой не ставлю: дойти до метро, доехать до редакции, сходить в магазин и вернуться домой. Фотографа заранее предупреждаю, что хочу быть максимально самостоятельной — пусть держится в стороне. 

Чтобы обойти дом и выйти на улицу Красную, судорожно вожу перед собой тростью. Разбирая на мелкие детали какофонию звуков, пытаюсь сориентироваться, в какой стороне метро. Тут пригодилась бы собака-поводырь! Но средний ценник на питомца — 15—30 тысяч долларов, потому для большинства незрячих мечты о собаке, которая станет не только другом, но и глазами, так и остаются мечтами. По этой же причине в стране нет школы собак-поводырей. А как вы думали? Это вам не «сидеть», «лежать», «дай лапу». Обученная собака способна запомнить 150 маршрутов, а на ее дрессировку уходят годы.

В перспективе на остановках установят речевые  справочные табло, а пока остановки молчат.

Белорусское товарищество инвалидов по зрению предлагает бюджетную альтернативу — пакет навигационных программ для смартфонов. Скачиваю и включаю функцию «Управление голосом». Еще минут 10 с непривычки уходит на то, чтобы задать навигатору маршрут. С его помощью добираюсь до пешеходного перехода — тишина. А где звуковой светофор? Неужели сломан? Оказалось, сигнал сопровождает лишь зеленый свет.

— В планах — озвучивать оба цвета. В декабре согласовали наиболее контрастные звуки для красного и зеленого. Их слепые минчане услышат на пешеходных переходах уже в этом году, — позже прокомментировала председатель Минской областной организации «БелТИЗ» Светлана Сенько. 

Этот пульт включает речевые информаторы в метро: их 179 на 13 станциях

Наконец раздается звук, напоминающий цокающую лошадь, — семеню через проезжую часть. Спустя вечность и тысячу шагов подхожу к метро. На расстояние, которое обычно занимает 2 песни в плеере, сегодня ушло добрых полчаса. Для «слепой» это не самый плохой результат. 

Из удобств для незрячих в метро — тактильные линии на платформах и речевые информаторы в вестибюлях. Последние есть на 13 станциях, до 2020 года появятся на всех остальных. С собой у меня специальный пульт. Он-то и включает голосовые подсказки. Пульт сработал на расстоянии 25 метров — слышу, речевой информатор сообщает:

— Вход в станцию метро «Площадь Победы».

Навигатор инвалиды по зрению запускают с помощью функции «управление голосом».

Дальше элементарно иду на голос. Неожиданно кто-то касается моей руки — сотрудница метрополитена. Она проводит меня к поезду, хотя я ее и не просила. Служба сопровождения в метро, по крайней мере на станции «Площадь Победы», работает на ура. Захожу в вагон и, похоже, слишком громко интересуюсь, есть ли свободные места. Кто-то уступает — сажусь. Кстати, все речевые информаторы на «Площади Победы» исправны. Претензий нет. 

С тактильной плиткой другая история. Если в метро она уложена по нормам и даже я смогла нащупать край платформы, то на тротуарах есть ошибки. Например, на Немиге, на улице Матусевича и возле ТЦ «Европа». Оказалось, до этого года тактильную плитку застройщики укладывали по разным стандартам: кто-то по российским, кто-то по нормам ЕС. Летом законодатели привели их к единому знаменателю, за основу взяли практику ЕС. Плитку около 70 городских объектов укладывают по этим нормам, уже сделанные тротуары придется переделывать. Кстати, мы замерили тактильную плитку около кинотеатра «Ракета» — ее ширина, как и положено, 80 см. Правда, здесь я столкнулась с неожиданным препятствием — запаркованным на тротуаре внедорожником.

— Простите, пожалуйста, на парковке мест нет, — рассыпался в извинениях водитель.



Моему ушибленному колену от его «простите» ни холодно, ни жарко.

Проголодавшись от таких потрясений, отправляюсь в «Кулинарию» на улице Якубовского. Прежде чем зайти в магазин, пробую снять деньги в банкомате с голосовым сопровождением внутри УП «Свето-прибор». Таких банкоматов в Минске всего два. Их отличительная особенность — специальное гнездо для подключения наушников. Через них ведется звуковая пошаговая трансляция операций. С горем пополам снимаю 20 рублей и перепроверяю. На деньгах есть рельефные отображения: на двадцатирублевке это квадрат. Со временем они затираются, но на новых деньгах, по идее, должны прощупываться хорошо. Увы, 20-рублевую банкноту среди прочих в  кошельке я найти не смогла. Да и пока каждую ощупаешь, магазин закроется. В итоге перепроверяю с помощью мобильного приложения Blind-Droid Wallet. Направляю объектив камеры на купюру, и женский голос подсказывает:

Первая и последняя ступеньки в общственных местах должны иметь рельефное покрытие, контрастирующее с окружающим по цвету и фактуре.

— Двадцать ноль ноль белорусских рублей лицевая. 

Спустя несколько часов после начала эксперимента, тактильные ощущения обострились, но недостаточно. Различить банки горошка и кукурузы не смогла, даже когда меня подвели к нужному стеллажу. С походом в магазин полный провал! 

В 15.00 наконец шарю по стенам шестого этажа Дома прессы в поисках своего кабинета. Кое-как добравшись до стола, решаю порадовать себя чашкой кофе. Не перелить через края помогает сигнализатор уровня жидкости: когда чашка полна до краев, девайс громко пищит. Хватает и других полезных штук — диктофон-маркер для создания голосовых меток, например на таблетках, говорящие тонометры, термометры и часы. 

Кофе не помогает — к концу рабочего дня я выжата как лимон. Домой не хочу и даже не знаю, в какой стороне мой дом. Одеться тоже непросто: по ошибке можно прийти на работу в норковой шубе, а уйти в пуховике. Обидно. Беру голосовой идентификатор цвета. По очереди направляю устройство на одну вешалку, другую, третью... Наконец прибор сообщает: «Серый» — мое! При этом я знаю, что у коллег пальто других цветов. А если окажусь в незнакомой компании любителей одежды серого цвета? Шарф нашла по аромату духов, предварительно обнюхав весь гардероб…

Прогулявшись по городу, поняла, какие трудности испытывают слепые. Например, в метро речевые информаторы пока есть не на всех станциях, хотя даже зрячему сориентироваться в подземке бывает непросто. Звуковые светофоры тоже есть не везде, в основном около домов незрячих. Но разве им не нужно ходить в гости, к друзьям или ездить в магазин? И все же в области безбарьерной среды в городе сделано много: начиная от озвученных светофоров и банкоматов и заканчивая навигационными картами и голосовыми мобильными приложениями. В планах — установить на автобусных остановках электронные справочные табло, работающие как в голосовом, так и в брайль-режиме.

Эксперимент


В Минске организуют тренинги по обучению сопровождению. Их уже прошли сотрудники железнодорожного вокзала, автовокзалов и аэропорта. Мы проверили, насколько хорошо они усвоили уроки. В проведении эксперимента мне помогает Людмила Кухарева, потерявшая зрение еще в школе. Сегодня Людмиле нужно в командировку в Гомель. Заранее звоним дежурному по вокзалу и предупреждаем о нашей ситуации. У такси женщину встречает сотрудница вокзала, проводит к кассам и помогает купить билет. Основное правило сопровождения девушка усвоила: незрячих нельзя подталкивать в сторону нужных объектов. Людмила держится за локоть сопровождающей, идущей на полшага впереди. До поезда без малого 40 минут. Девушка отводит Людмилу в зал ожидания и возвращается за ней, когда до поезда остается около 20 минут, проводит на платформу и помогает подняться в вагон. По крайней мере, сотрудники железнодорожного вокзала с основами сопровождения знакомы. Сейчас обучают медиков и соцработников.

gorbatenko_inna@mail.ru

Фото Артура ПРУПАСА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter