В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля "Беларусь. Дидактика"

Эффект бабушки

В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля «Беларусь. Дидактика» режиссера Александра Марченко с участием народной артистки Татьяны Мархель и музыканта Дмитрия Лукьянчика. Фактически это ненавязчивый, интеллигентный бенефис актрисы, позволяющий продемонстрировать лучшие стороны ее таланта. «Беларусь. Дидактика» — лирическая исповедь, где чужие классические тексты и личностное начало исполнительницы спрессованы в один энергетический посыл — щемящий, временами волнующий, не лишенный светлой грусти. Татьяна Григорьевна показала всем высокий профессиональный и человеческий класс: буквально накануне встретила очередной день рождения, а на следующий день вышла на родную сцену РТБД — элегантная и бодрая. Мастера не мудрствуют. У Мархель здоровый взгляд на предмет. Какие там девочки–модели и звезды сериалов! Им рядом с Татьяной Григорьевной делать нечего: энергетика и харизма примы РТБД обволакивают и наполняют собой все пространство сцены. Ты принимаешь условия этой игры и чувствуешь себя некоторое время спустя отрешенным от всего земного, в некоей уютной трансцендентной колыбели. Даже если бы Мархель читала инструкцию по ремонту стиральных машин, аншлаг был бы обеспечен.


«Беларусь. Дидактика» — своеобразное театральное роуд–муви. Тут во всем сквозит мотив дороги. Путешествие без четкой точки в финале. Мотив усиливает и видеопроекция на заднем плане: камера мчится куда–то. Мы видим дорогу, поле, небо... Вперед, вперед. В какой–то момент она забредает в заколоченную деревенскую хату, где остались лишь слабые следы пребывания человека.


Урок дидактики от Татьяны Мархель.
Фото  Юрия  МОЗОЛЕВСКОГО.

В премьере использованы фольклорные песни и классические отрывки из белорусской литературы («Сымон–музыка» Якуба Коласа, «Людзi на балоце» Ивана Мележа, «Велiкодныя яйкi» Змитрока Бядули, «Дзяльба кабанчыка» Виктора Карамазова и другие), но время от времени Татьяна Мархель вдруг переходит на совершенно личностные воспоминания и говорит, что называется, от себя. Эти переходы лишены какой–то особой логики. Татьяна Мархель поет песни родной Минщины, Дмитрий Лукьянчик отвечает за Полесье. Любопытно, что между исполнителями по ходу действия нет каких–то особых взаимоотношений, они только изредка переглядываются. Дмитрий Лукьянчик, как мышка в амбаре, шурует возле ударной установки, шаманствует, извлекая таинственные звуки.

Премьера «Беларусь. Дидактика» — шаг в сторону иммерсивного театра, предполагающего полное погружение зрителя в происходящее. Премьеры иммерсивного театра происходят в старых заброшенных особняках, заводских ангарах, то есть на натуре. Это последний писк театральной моды — не проходите мимо. Так, в Москве в особняке Спиридонова прошла премьера «Черный русский», в особняке Дашкова — хоррор–спектакль «Вернувшиеся» по пьесе норвежского классика Генрика Ибсена «Привидения»... Так что вполне представляю, что со временем, возможно, режиссер Александр Марченко перенесет действие в заброшенную деревенскую хату, которая была продемонстрирована на видео во время спектакля. Соберет всех зрителей в автобус и отправится в деревенский вояж. Это будет следующим этапом по внедрению продвинутых театральных европейских технологий в белорусский театральный процесс.

«Беларусь. Дидактика» — литературно–музыкальная композиция, которая придется по душе тому, кто любит Татьяну Мархель в любой ипостаси, а таких зрителей у нас много. Здесь нет особого погружения в драму, в подсознание. «Дорога к себе» (так обозначен жанр спектакля) получается вполне себе легкой, неизматывающей прогулкой.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 15 (25150). Вторник, 24 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter