"Достаточно лишь желания". Как молодая белоруска попала на работу в NASA

Минчанка Яна Король, уже бывший ученый секретарь Института физики Национальной академии наук, в начале года поставила себе цель — поступить на работу в NASA и переехать жить в солнечную Калифорнию. Спустя полгода мечта девушки осуществилась. «Достаточно лишь желания», — утверждает она.


NASA (National Aeronautics and Space Administration) — Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США.

Ответственно за гражданскую космическую программу страны, а также за научные исследования воздушного и космического пространств и научно-технологические исследования в области авиации, воздухоплавания и астронавтики.

В Калифорнии находится исследовательский центр Эймса (NASA Ames Research Center). В нем ученые занимаются астробиологией (исследование происхождения, эволюции и распространения жизни во Вселенной) и исследованиями в областях эксплуатации, возможностей и безопасности аэропланов. Центр расположен на территории аэропорта Moffett Federal Airfield, недалеко от Маунтин-Вью в Кремниевой долине.


«Я не помню, что я делала. Наверное, прыгала и кричала»

Яна Король переехала в Минск из Воложина после поступления в лицей БГУ. Окончила аспирантуры Лилльского университета наук и технологий (Франция) и Института физики НАН Беларуси.

Имеет степень PhD (доктора философии) и кандидата физико-математических наук.

Работала младшим научным сотрудником в Академии наук, а затем ученым секретарем в Институте физики НАН. Занималась дистанционным зондированием атмосферы Земли.

«В конце февраля я сделала определенные шаги в направлении на Запад. Для меня тот день стал отправной точкой моей, можно сказать, новой жизни, — пишет девушка в своем ЖЖ. — Я связалась с NASA Ames Research Center и стала готовить документы для подачи на конкурс NASA Postdoctoral Program. Зачем размениваться на мелочи? Если уже ехать, то в самое лучшее место».


Яна написала в NASA proposal (своеобразная заявка), где описала весь свой опыт и знания и рассказала, что может сделать в контексте их исследований — 15 страниц научного текста.

«Заявки рассматривает сначала руководитель группы, где открыта вакансия, а потом еще три независимых эксперта. Я была, в принципе, почти уверена в победе, ведь я реально очень хорошо им подхожу — начиная от тематики диссертации, заканчивая управленческим опытом», — отметила бывшая сотрудница Академии наук.

А 22 сентября Яна получила такое письмо:




В начале письма девушку поздравляют с участием в программе, а также оговаривают ее зарплату в первый и последующий годы. Яна не раскрывает, сколько она будет получать в NASA, но говорит, что сумма в 10 раз больше ее текущего заработка в Академии наук.

«Я не помню, что я делала. Наверное, прыгала и кричала. На потолке следов ног вроде бы нет. Потом позвонила маме. Потом другу. А днем сказала директору. И уже в середине октября получила американскую визу J-1 (выдается участникам программ Work & Тrаvеl. — Прим. ред.)», — рассказала девушка.

Яна написала в своем ЖЖ, что ей смешно было услышать вопрос от будущего руководителя насчет того, зачем ей это надо, ведь у нее такая крутая текущая позиция (ученый секретарь. — Прим. ред.): «Какова вероятность того, что ты согласишься у нас работать, если тебя выберут? Так и спросил. Ну, для них Scientific Secretary — это человек, живущий в вилле на берегу океана, наверное. Я ответила честно и про деньги, и про то, что соскучилась по науке, и про то, что работа у них даст мне бесценный опыт, который будет полезен в любой стране мира».

«Многие поздравляли, некоторые завидуют»

В NASA белоруска будет заниматься исследованиями атмосферы с помощью бортового спектрометра 4STAR (изучение состава взвешенных в воздухе частиц).

Девушка говорит, что работа сильно отличается от минской, но схожа с той, чем она занималась во время учебы в аспирантуре университета Лилля: «Только здесь все серьезнее: прибор солиднее, более продвинутый, и он перманентно встроен в насовский самолет — не придется сначала крутить гайки, а потом летать. Возможно, удастся поучаствовать в измерительной кампании в Намибии».

«Друзья и близкие гордятся, но и грустят сильно. Когда я во Францию уезжала, так не ныли, как сейчас. Коллеги по-разному отреагировали. Многие поздравляли, а некоторые довольно сухо стали разговаривать, видимо, завидуют. Я бы тоже завидовала», — смеется Яна.

«Достаточно лишь желания»

Девушка утверждает, что так кардинально сменить жизнь было не так и сложно.

«Достаточно лишь желания, а дальше просто делайте то, что для этого нужно. Глаза боятся, а руки делают, как-то так. Считаю, что у меня все для этого было: и степень, и опыт, и идея, что можно сделать дальше в этом направлении».

Финансовую сторону переезда взял на себя новый работодатель. Об этом Яна написала в своем ЖЖ:


«Мне посчитали бюджет на переезд, который составил пятизначную сумму. Мало того, он больше, чем я зарабатываю в своем институте за год. В бюджет входит авиаперелет, отель на 12 ночей, аренда машины на 14 дней, суточные, перевоз багажа и еще кое-что по мелочи.

Я решила лететь за 10 дней, чтобы отойти от разницы в 10 часов и 20 градусов, успеть найти себе постоянную квартиру, открыть банковский счет и так далее".

«Хотя я люблю институт и свою работу, но все-таки мне пора двигаться дальше», — написала девушка.

«Ощущение, будто я на краю света»

Пока девушка в Калифорнии лишь двое суток, но уже успела составить первые впечатления:

«Сейчас самое тяжелое — не спать, когда хочется, и спать, когда не хочется, — смеется она. — Ощущение, будто я на краю света: людей на улицах почти нет, одни машины. Понимания, что я в сердце цивилизации, вообще нет.

Испанский язык слышу чаще английского, а еще непонятно, то ли осень, то ли весна — все цветет, и при этом деревья золотые и багряные".


Яна радуется, что теперь живет в месте, где нет зимы: «Это для меня очень-очень важно! Ведь в Минске я круглый год спала под толстенным одеялом».

С мечтами об Испании

Белоруска останется в NASA как минимум на год (соглашение предусматривает ежегодное продление контракта), и пока рано говорить о дальнейших планах:

«Хотя одно я могу сказать: я пока не хочу домой. Когда уезжала во Францию, то сразу хотела вернуться. Мне говорили, что я передумаю и останусь, но я с каждым днем хотела вернуться все больше. А сейчас уехала без этого желания. Не знаю, может, и появится оно.


А вообще страна моей мечты — Испания. Очень надеюсь, что с опытом работы в NASA я смогу найти себе там позицию. Но сейчас там кризис, и это очень сложно».

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

источник

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter