В Ганцевичском районе пустующие дома не сносят, а подыскивают для них новых владельцев

Дом без хозяина — это уже не дом

На покупку пустующих домов в деревне в последнее время обращают внимание все больше белорусов. И во многом этому поспособствовали указы Президента, регламентирующие данную проблему. Так, сейчас основной документ, регулирующий вопросы отчуждения пустующих домов в сельской местности, — Указ Президента от 24 марта 2021 года № 116. А с 27 сентября, когда вступят в силу изменения, установленные Указом Президента № 118 от 24 марта 2022 года, процедура продажи незаселенных жилых помещений в собственность граждан упростится еще больше. Немалые надежды на местах возлагаются и на обновленный Кодекс о земле, новеллы которого предусматривают увеличение предельной площади земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, «земельную амнистию» в отношении самовольно занятых участков, возможность выкупа земли с применением льготного коэффициента, расширение полномочий местных органов власти в части предоставления земельных участков и многое другое.



Впрочем, чтобы пустующие и ветхие дома на селе могли обрести новую жизнь, лишь одной нормативной базой не обойдешься, какой бы продуманной она ни была. Для успеха в этом процессе необходимо и деятельное участие органов власти на местах — такой точки зрения придерживается председатель Огаревичского сельисполкома Ганцевичского района Ольга Бобко:

— В среднем за год на территории сельсовета, который объединяет 10 населенных пунктов и где проживает почти 2,3 тысячи человек, выявляем и берем на контроль 7—10 пустующих домовладений. После этого начинаем плотно работать с собственниками и потенциальными наследниками, чтобы понять, как они планируют их использовать в дальнейшем. Если же к пустующему дому никто из родственников долгое время не проявляет интереса — в установленном законом порядке признаем его бесхозным и включаем в Единый реестр пустующих домов. Далее на сайте райисполкома размещаем информацию о домовладениях, которые могут быть проданы.

Такой подход дает свои результаты: если еще лет пять назад наследники просто использовали родительские дома как дачи для посадки овощей и картофеля, то в последние два года активно оформляют их в собственность с соблюдением всех нотариальных действий и, конечно же, поддерживают порядок на земле. Бесхозные, запущенные дома после соблюдения необходимых юридических формальностей идут под снос. Однако эту процедуру в Огаревичском сельсовете стараются рассматривать как крайнюю меру. Приоритетная цель — найти новых хозяев.

Ольга Бобко.

— На первый взгляд кажется, что пустующий дом проще всего снести либо передать СПК для вовлечения в сельхозоборот, — рассуждает председатель сельисполкома. — А ведь чтобы построить этот дом, люди когда-то вкладывали не только физические силы, но и свои мысли и мечты о том, как хорошо будет жить там. Уверена, чем больше их сохранится и обретет новых хозяев, тем лучше для возрождения и развития деревни. Да и дома бывают разные: есть и такие, что пустуют всего 2—3 года и отлично сохранились. Поэтому обращаем особое внимание на те, которые можно привести в порядок — реконструировать, отремонтировать.

Как отмечает собеседница, из 254 домовладений, сменивших хозяев за последние четыре года, 27 до этого пустовали более трех лет. Кстати, их не только собственники продавали, но и реализовывали непосредственно сельисполкомы, причем по доступной цене.

В числе тех, кто воспользовался возможностью стать собственником жилья в деревне по этой процедуре, оказалась и семья Максима и Елены Корсак. Весной 2021 года они приобрели дом в агрогородке Куково и после сделанного своими силами ремонта вместе с шестилетним сыном Ильей заселились в него. Молодые люди нисколько не разочаровались в своем выборе.

— Мы жили в доме с родителями мужа в Кукове и давно мечтали о своем жилье, — рассказывает Елена. — Несколько лет присматривались к разным вариантам, однако нам они не подходили: за обыкновенные дома в далеко не самом лучшем состоянии хозяева просили от 3,5 до 5 тысяч долларов. А в прошлом году зимой зашла на сайт Ганцевичского райисполкома и увидела, что в Кукове с аукциона продается дом. Мы с мужем сходили посмотрели на него, в целом он нам понравился — рядом детский сад, школа и Дом культуры, где я работаю. После этого в сельисполкоме узнали, что дом будет продаваться с понижением цены, поскольку до этого несколько аукционов не состоялось из-за отсутствия покупателей. Так мы решились на покупку.

Елена, Илья, Максим Корсак.

Корсаки оказались единственными покупателями и смогли купить дом 1969 года постройки, площадью 66 «квадратов» по минимальной оценочной стоимости — всего за 1,8 тысячи рублей. Плюс к этому заплатили 1280 рублей за изготовление техпаспорта на него, 400 рублей — за документы на землю. Конечно, расходы на этом не закончились — пришлось выполнить еще и некоторые строительные работы. Однако Максим большинство из них сделал своими руками, благодаря чему семье удалось существенно сэкономить.

— Дом только на первый взгляд выглядел непрезентабельно, — уточняет Максим. — А на самом деле он был в относительно нормальном состоянии: стены, полы и кровля еще очень крепкие. Когда обкосили участок, обрезали сад, вставили новые окна, то люди удивлялись, как такой хороший дом в центре деревни мог пустовать. Сюда нужно было лишь приложить хозяйские руки. А недавно начали делать пристройку с ванной комнатой и туалетом, для чего взяли льготный кредит на реконструкцию под 3 процента годовых на десять лет. Так что наш дом скоро будет ничуть не хуже городского коттеджа.

Также в Огаревичском сельсовете предоставляют гражданам участки с пустующими домами для ведения личного подсобного хозяйства. По мнению председателя сельисполкома, это способствует наведению порядка на земле, а также активизации деловой инициативы в деревнях.

— Люди не только покупают пустующие дома для жилья, но и изъявляют желание получить земельные участки с ними в пожизненно наследуемое владение под ведение личного подсобного хозяйства с правом дальнейшего сноса или реконструкции отдельных хозяйственных построек, — уточняет Ольга Бобко. — Недавно, например, трем жителям Огаревичей предоставлены два участка для огородничества и один под разведение ягодных кустарников. Благодаря подписанному на этой неделе Президентом закону, вносящему изменения в Кодекс о земле, выделять такие участки сможем не только местным, но и жителям райцентра. А интерес со стороны горожан есть — на территории сельсовета в последние годы интенсивно развивается выращивание голубики и малины, садоводство. Думаю, благодаря появлению новых ягодных плантаций и, соответственно, налоговых поступлений и рабочих мест, наши населенные пункты получат дополнительный стимул для развития, а дома и участки не будут пустовать.

В ТЕМУ


Заместитель председателя Ганцевичского райисполкома Виталий ПРОКУРАТ:

— На сегодня в Единый реестр пустующих домов по району внесены 32 объекта. Любой из них граждане при желании могут приобрести в собственность для проживания, ведения личного подсобного хозяйства или других нужд. Как правило, за год продаем примерно три пустующих дома в сельской местности. При этом цена на них небольшая: последние реализовывались в диапазоне от одной до двух тысяч рублей. На мой взгляд, сейчас людям предоставлена хорошая возможность обзавестись своим домиком в деревне и ею стоит воспользоваться. Тем более места у нас живописные, есть условия для активного отдыха, охоты и рыбалки, а к любой деревне можно без проблем добраться по асфальтированной либо гравийной дороге.

paplauski@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter