Премьера моноспектакля Валерия Шушкевича "На Беларусi Бог жыве" состоялась в Купаловском театре

Демарш энтузиастов

На Камерной сцене Национального академического театра им. Я.Купалы состоялась премьера моноспектакля «На Беларусi Бог жыве» режиссера Владимира Матросова и актера Валерия Шушкевича по прозаическим и стихотворным произведениям, а также письмам Владимира Короткевича. Многие годы Матросов и Шушкевич работают в продуктивном тандеме и имеют собственную независимую театральную «артель» — «Тэатр на далонi». Ставят, что хотят, — страшно сказать, почти 50 лет материал разный и интеллектуальный, который, может быть, сегодня не вполне представим в стенах академических театров. Прежде всего из–за своего сомнительного рыночного потенциала. Так уж получилось, не знаю, чья в том вина, что, кроме репертуара театра «Знiч», такая форма, как моноспектакль, практически исчезла сегодня с театральной сцены. Хотя, вспоминая, например, постановку «Достоевский вопрос» тех же Матросова и Шушкевича, об этом искренне жалеешь. Уверен, что этот спектакль ни в чем не уступает многим, идущим на стационарных площадках. Их дуэт — это всегда ручная работа, без специальных эффектов и мистификаций. Театр олдскульный, мужской, как проза Хемингуэя или Шаламова. Не всем он придется по нутру, желательно предварительно настроиться. Скромно отметив 70–летие в январе, Валерий Шушкевич продемонстрировал в новой постановке «На Беларусi Бог жыве» прекрасную творческую и физическую форму. Нехитрый реквизит, умелая игра со светом, музыка композитора Олега Залетнева — и вот целостное впечатление почти готово.


Шушкевич вместе с режиссером умеют создать на сцене атмосферу полного погружения в материал. Всегда понятен предмет их высказывания, тема и конечная цель: для чего это все делается. Но в чем–то они, конечно, Дон Кихоты и идеалисты нашего театра, энтузиасты ремесла. И новая премьера по Короткевичу — настоящий джентльменский оммаж старой театральной школе, крик последних романтиков сцены. Как и всякое настоящее искусство, спектакль «На Беларусi Бог жыве» — бесполезен и беззащитен. Авторы воюют с ветряными мельницами плохого вкуса и как будто не замечают, что век вокруг давно переменился. На смену долгим монологам пришли слоганы и хештеги. Высказываться теперь нужно коротенько, никак не час с небольшим.

Этой бы славной компании единомышленников больше рекламы и бюджета, чтобы могли они гастролировать не хуже Александра Филиппенко, который снова приезжает к нам в феврале с литературным моноспектаклем «Демарш энтузиастов» по произведениям Довлатова, Аксенова, Жванецкого и других авторов.

А новая композиция нашего дуэта — это демарш против коммерциализации театра, его пошлых и проторенных дорог, деформации вкуса и совести художника. «Одумайтесь, коллеги! Что и о чем говорим мы сегодня со сцены!» — словно вопиет актер и мечется как пешка в руках судьбы по замкнутой черной коробке Камерной сцены Купаловского. Примечательно, что коллег–актеров на премьере замечено не было. У самих только–только отгромыхали «елки», премьеры на носу и вообще.

Главный герой премьеры «На Беларусi Бог жыве» устраивает серфинг по страницам произведений Короткевича, перемещаясь во времени и пространстве, примеряя на себя тот или иной образ. Признаюсь: я не самый  большой знаток всего творчества писателя, но даже мое тугое ухо уловило дыхание романов «Дикая охота короля Стаха», «Колосья под серпом твоим». Матросов и Шушкевич выбрали именно те моменты из наследия, в которых Короткевич рассуждает о белорусском характере, самоидентификации, прошлом и будущем, целях и задачах писательского ремесла. Звучит это все по–прежнему живо и актуально и совсем не дидактично. Порой даже остроумнее, чем многие скандальные заявления «лидеров мнений» в соцсетях.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Советская Белоруссия № 10 (25145). Вторник, 17 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter