Шушкевич вместе с режиссером умеют создать на сцене атмосферу полного погружения в материал. Всегда понятен предмет их высказывания, тема и конечная цель: для чего это все делается. Но в чем–то они, конечно, Дон Кихоты и идеалисты нашего театра, энтузиасты ремесла. И новая премьера по Короткевичу — настоящий джентльменский оммаж старой театральной школе, крик последних романтиков сцены. Как и всякое настоящее искусство, спектакль «На Беларусi Бог жыве» — бесполезен и беззащитен. Авторы воюют с ветряными мельницами плохого вкуса и как будто не замечают, что век вокруг давно переменился. На смену долгим монологам пришли слоганы и хештеги. Высказываться теперь нужно коротенько, никак не час с небольшим.
Этой бы славной компании единомышленников больше рекламы и бюджета, чтобы могли они гастролировать не хуже Александра Филиппенко, который снова приезжает к нам в феврале с литературным моноспектаклем «Демарш энтузиастов» по произведениям Довлатова, Аксенова, Жванецкого и других авторов.
А новая композиция нашего дуэта — это демарш против коммерциализации театра, его пошлых и проторенных дорог, деформации вкуса и совести художника. «Одумайтесь, коллеги! Что и о чем говорим мы сегодня со сцены!» — словно вопиет актер и мечется как пешка в руках судьбы по замкнутой черной коробке Камерной сцены Купаловского. Примечательно, что коллег–актеров на премьере замечено не было. У самих только–только отгромыхали «елки», премьеры на носу и вообще.
Главный герой премьеры «На Беларусi Бог жыве» устраивает серфинг по страницам произведений Короткевича, перемещаясь во времени и пространстве, примеряя на себя тот или иной образ. Признаюсь: я не самый большой знаток всего творчества писателя, но даже мое тугое ухо уловило дыхание романов «Дикая охота короля Стаха», «Колосья под серпом твоим». Матросов и Шушкевич выбрали именно те моменты из наследия, в которых Короткевич рассуждает о белорусском характере, самоидентификации, прошлом и будущем, целях и задачах писательского ремесла. Звучит это все по–прежнему живо и актуально и совсем не дидактично. Порой даже остроумнее, чем многие скандальные заявления «лидеров мнений» в соцсетях.
Добрый зритель в 9-м ряду.
Советская Белоруссия № 10 (25145). Вторник, 17 января 2017