В Астане начались переговоры по Сирии

Дамасский покер

Вчера в столице Казахстана Астане начались переговоры по Сирии. Делегации официального Дамаска и вооруженной оппозиции впервые сели за один стол. Уже только этот факт говорит об уникальности начавшегося процесса. В отличие от всех предыдущих мирных переговоров по Сирии, проходивших под эгидой ООН в Женеве, встреча в казахстанской столице организована Москвой, Анкарой и Тегераном. Они же — главные инициаторы и гаранты режима прекращения огня, введенного в Сирии еще 30 декабря. Вот почему США, которые ранее определяли тон женевских переговоров, сегодня довольствуются скромной ролью наблюдателей — позицию Вашингтона в Астане будет представлять не делегация, а лишь посол этой страны в Казахстане.

Фото  www.mcc15.org

Впрочем, не будем преуменьшать роли США в этой встрече, несмотря на более чем скромное заявленное участие. Если конференция удастся, это создаст дипломатическое поле для более важных переговоров, уже между Россией и США. И не только о судьбе Сирии, но и о судьбе Ближнего Востока.

...Два обстоятельства кардинально изменили геополитическую ситуацию, что позволяет говорить о новых перспективах межсирийских переговоров. Алеппо и Трамп. То есть взятие ключевого плацдарма с помощью российских вооруженных сил. И стремление нового американского президента считаться с расстановкой сил в регионе и договариваться с наиболее сильным. Есть и третье обстоятельство — изменилась позиция Турции. Анкара скорректировала курс своей внешней политики и теперь не ставит задачу свержения Башара Асада как условие сирийского мирного процесса.

И тем не менее, несмотря на кардинальное изменение геополитической ситуации и высокие ставки предстоящих переговоров, никакого прорыва в Астане не предвидится. Организаторы изначально не ставили целью решение вопросов, связанных с политическим будущим Сирии и самого Асада.

Цель — само перемирие, которое хотят установить в стране Россия, Турция и Иран. Как сказал российский министр Лавров, встреча в Астане должна закрепить «подключение вооруженной оппозиции к межсирийскому переговорному процессу». Делегацию противников Асада возглавил не представитель политической оппозиции, базирующейся за рубежом, а один из руководителей вооруженной группировки «Джейш аль–Ислам» Мухаммед Аллюш. Плюс еще несколько группировок, входящих в «Свободную сирийскую армию», которые стали участниками соглашения о перемирии.

И обратите внимание, как они разместились за столом переговоров в Астане. Представители официальных властей Сирии сидят между делегациями Ирана и ООН, а делегация оппозиции — между США и Турцией. Рядом с Турцией расположилась и российская делегация.

Более прозрачной иллюстрации о расстановке сил не придумаешь... Раньше камнем преткновения на межсирийских переговорах был политический раскол внутри сирийской оппозиции. Сегодня на первый план выходят разногласия между инициаторами встречи в Астане — Россией, Турцией, Ираном. Они и определят дальнейшую политику.

Став гарантами перемирия, Москва, Анкара и Тегеран представляют себе будущее Сирии, исходя прежде всего из собственных национальных интересов. И если Турция, после того как Запад не оказал ей поддержку после военного переворота, кажется, серьезно сближается с Россией, то Иран играет в свою игру. Для этого имеются серьезные проиранские силы в Сирии.

Москва в последний год тоже сильно укрепилась на сирийской земле и сегодня способна самостоятельно проводить операции с официальным Дамаском. Многие аналитики считают, что договоренности России и Турции, России и США серьезно снижают иранские позиции в регионе. В этом заключается самое большое противоречие...

Косвенным подтверждением этого стало нежелание Ирана видеть в Астане делегацию США. Не случайно пресс–секретарь российского Президента Дмитрий Песков сказал, что позиция Ирана — «это очень сложный вопрос для очень осторожной игры».

Какая игра имеется в виду? Как представляется, для Москвы диалог с США является естественным и логичным продолжением астанинской встречи. Можно предположить, что и новый президент США Дональд Трамп предложит России сделку по Сирии в зависимости от того, насколько сильны будут позиции Москвы в начавшемся тройственном формате переговоров Россия — Турция — Иран.

Как бы то ни было, это сегодня три главные страны, которые имеют реальное влияние на воюющие группировки в Сирии. И именно этот тройственный формат является единственным работающим способом уладить конфликт. Мы, наблюдая за мирным процессом из Минска, пожелаем коллегам из Астаны успешно завершить взятую на себя посредническую миссию. 

Кстати, в воздухе витает связь астанинской встречи с минским мирным процессом. Она проявляется не только в том, что Астана вслед за Минском осваивает роль миротворца в сложнейшем международном конфликте. Но есть связь в прямом смысле слова — участвующий в переговорах посол США в Казахстане Джордж Крол в начале 2000–х возглавлял американскую дипмиссию в нашей стране. Так что большой привет Астане от Минска!

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 15 (25150). Вторник, 24 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter