Что показывают тесты

О централизованном тестировании

Едва завершилось централизованное тестирование, как учителя, ученики и репетиторы начинают готовиться к экзаменам следующего года: внимательно отслеживают темы, по которым проводилось ЦТ, и изучают распределение уровня сложности заданий по темам. И эта подготовка напрямую влияет на образовательный процесс в школе.


Было время, когда в России в обязательный экзамен по математике не включали геометрию. Анонимный опрос выпускников, в котором участвовали более 200 тысяч человек, показал: около четверти из них в старших классах геометрию не изучали вовсе. Понять учителей можно, ведь, готовясь к ЕГЭ, вместо геометрии решали на уроках алгебру. Но оправдать нельзя. Геометрия —– важная часть школьной программы. Зная такое состояние дел, наши соседи в экзамен стали включать задачи по планиметрии, и ситуация изменилась. Помнится, у нас в 2013 году я поднял вопрос о процентах и процентных пунктах, которых не было в заданиях ЦТ, поэтому и на занятиях им чаще всего не уделяли внимания. Но мои статьи прошли тихо и незаметно для учителей и авторов различных сборников задач. Однако стоило РИКЗу включить задания на сравнение процентов всего лишь в репетиционное тестирование, как учителя, репетиторы и школьники вдруг резко заинтересовались отличием процентов от процентных пунктов. Смешно? Грустно...

Обращает на себя внимание и тревожная тенденция к упрощению тестовых заданий по физике и математике. При таком подходе неизбежно будет увеличиваться число абитуриентов с высоким результатом, будут стираться различия между хорошо подготовленными ребятами, но имеющими разную степень понимания предмета, исчезнет мотивация к более глубокому постижению науки. В то же время при сложном тесте трудно будет ранжировать более слабых абитуриентов. Поэтому ЦТ должно содержать задания, ориентированные на три группы испытуемых. Сейчас же едва ли не треть заданий из 30 в тестах по физике и математике рассчитаны на элементарное ознакомление с предметом. К примеру, среди вопросов прошлых лет мы находим: «Каким прибором измеряется сила тока?» или «Как называется прибор для измерения длины?» Осталось совсем мало, чтобы дойти до предела упрощенчества и спрашивать: «Уж не вольтметром ли измеряется напряжение в электрической сети?» Кроме того, уверен, задания, в которых требуется прочитать условие и чуть–чуть посчитать, причем на уровне начальной школы, предлагать на ЦТ — просто профанация! Ведь не случайно в социальных сетях вполне успешные абитуриенты по итогам нынешних испытаний по физике и математике пишут почти то же самое. Но, как видим, даже эти задания решают далеко не все! Но никто против них не протестует, они там есть и, скорее всего, будут всегда. Разве это нормально? Конечно, должны быть и вопросы для тех, кто научился решать задачи в два–три действия по известному шаблону. Но в предыдущие годы таких заданий было около 14, то есть 47%. В итоге мы видим, что ученику, не имеющему семи пядей во лбу, вполне по силам решить 24 задачи и получить при условии отсутствия арифметических ошибок свыше 70 баллов.

Для третьей группы испытуемых, для тех, кто всерьез изучал предмет, читал дополнительную литературу и готовился к олимпиадам, предусмотрены четыре задания четвертого уровня и две задачи самого сложного, пятого, уровня. В итоге — шесть задач, то есть 20% всех заданий тестирования по математике и физике. Думаю, несложно сопоставить количество простых и сложных заданий и сделать вывод, кто у нас окружен большим вниманием и заботой...

Еще один важный вопрос: нужно ли публиковать спецификацию теста для проведения централизованного тестирования заранее? Очевидно, что по физике и математике они явно не могут включать все темы, которые ученики изучали на уроках. Следовательно, абитуриенты понимают, что все то, что не включено в этот перечень, не будет представлено на централизованном тестировании. А значит, оставят это без внимания, как ненужный балласт. Но ведь все, что отсутствовало в текущем году, как правило, РИКЗ предлагает в последующие годы. С другой стороны, представленные темы и разделы выступают явной подсказкой для выборочной подготовки к испытаниям. Может, куда эффективнее, если спецификация останется рабочим документов РИКЗа? В таком случае абитуриенты будут готовиться к тестированию в соответствии с требованиями учебных программ по предметам. Мой многолетний опыт работы учителем физики в лицее подтверждает, что качественное усвоение материала учебных программ позволяет всем выпускникам успешно пройти испытания на тестировании.

И, конечно же, вызывает вопросы суммирование результатов ЦТ по разным предметам без поправочных коэффициентов. Например, такое сложение по русскому языку и физике при поступлении на инженерные специальности приводит к тому, что сдавшие физику хуже, но лучше русский язык оказываются в более выигрышном положении. А ведь нам надо, чтобы будущие технари делали изобретения, конкурентоспособные приборы и устройства, а не творчески писали отчеты.

Владимир ГРЕБЕНЬ, учитель физики высшей категории.

Минск.

Советская Белоруссия № 129 (25011). Четверг, 7 июля 2016
Версия для печати
АЮВ
Поясню. Как пояснили мне. Да, на первых порах государство несет определенные издержки. После двух сессий всё приходит в норму. Неспособные,(без хорошего багажа знаний) усваивать программу ВУЗа отсеиваются. Остаются самые-самые. Конкуренция, однако. Повторюсь - принимают всех. Никакого соревнования "кошельков". Только мозги. Каждый ВУЗ там дорожит качеством выпускаемых специалистов. И если ты смог окончить Йель, это о многом говорит. Любая компания тебя на работу возьмет, с радостью. Вот и всё распределение.
АЮВ
"Пепел Клааса стучит в моё сердце." Не могу, Александр,52, остановиться. Да, можно гордиться количеством выпускников-педагогов. И мы, кстати, этим гордимся. Но если эта тысяча выпускников-словесников не знает, кто такой Афанасий Фет - то нахрен эта тысяча нужна? Или 10 тыс. таких же. Как говорится: "Если в одном месте собрать 9 беременных женщин - ребенок всё равно не родится через один месяц." Если при неоднократном!!! обследовании (в т.ч. при помощи рентгена) медики не нашли, проглоченную ребенком, батарейку, то нахрен они такие нужны. Пусть их 10 тысяч соберется для консилиума. Нужен один, но медик. А не таскатели дипломов.
белорус
Я согласен с АЮВ, только нам это пока не по карману. Не потянет финансово наше государство. А на выходе при должной требовательности у нас оставалось бы на первых порах процентов 10-15 от первоначального набора. Уж слишком расслабленные у нас молодые люди. Единицы обладают навыком самоорганизации. Это показывают и результаты тестирования, да и мои беседы с друзьями внука убеждают в том же.
А вообще считаю такой способ подготовки специалистов самым демократичным и результативным.
АЮВ
Да всё прекрасно государство потянет. Тянет же 5 лет тех, кого выгнать из ВУЗа надо было ещё на первом курсе. И диплом дает. А потом ещё и первое место работы. Самое смешное, что и получивший диплом считает себя специалистом. А что такой, с позволения сказать, специалист наработает? А зарплату отдай, не греши. Потому и глядим завидущими глазами на "цацки" их "поганого" ФРГ.
Георгий
Александр,52,Бобруйск, все еще проще. Нет у них столько желающих учиться в университетах. Нормальная учеба - это же очень тяжелая умственная работа. Не все же имеют "семь пядей во лбу". А вокруг столько развлечений - зачем "мозги сушить". В одной из стран студентом становится тот, кто 1 сентября пришел в университет. Все.
Георгий
Белорус, "Не потянет финансово наше государство". Из-за огромной тяги родителей абитуриентов к тому, чтобы дети получили высшее образование, государству приходится тянуть. А эффективно ли вложение этих финансов - это другой вопрос.
Ученье-свет!
В 2015 году студентами стали 63,1 тыс. человек, из них 44% получат образование за счет бюджетных средств. Специальности экономического и юридического профиля выбрали 35% первокурсников, технического и строительного – 24%, педагогического – 9%, сельскохозяйственного – 9%, социальной направленности – 7%, гуманитарного профиля – 7%.

Как видим: 35 процентов-будушие управленцы...и такая ДОБАВКА-ежегодная...количество бюрократии, пожирающей бюджет-растет...
9 процентов-специалисты сельского хозяйства-30 человек на 10 тысяч населения. До 50 проц. овощей закупаем за ВАЛЮТУ...
Александр,52,Бобруйск
Боль сквозит в комментариях всех постящих за то,что наши люди так до сих пор и не научились самоорганизовываться и,более того,организовывать что-либо толково,в том числе и производство.
НАТА
А вот мой парень говорит про все это так:
Корни логарифмы, функции, системы,
Если ученик ты – значит точно в теме.
Все, дыши свободно,
Выброси тетрадки,
Измотались нервы,
Колет под лопаткой.
Сколько же ЕГЭ
Нервов потрепало,
Но зато теперя
Все уже пропало.
Кажется, дымится, с шумом голова,
Все, прощай ЕГЭ,
Сдали мы, ура!
елена
Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу заданий ЦТ по физике за 2016 год.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?