О централизованном тестировании

Что показывают тесты

Едва завершилось централизованное тестирование, как учителя, ученики и репетиторы начинают готовиться к экзаменам следующего года: внимательно отслеживают темы, по которым проводилось ЦТ, и изучают распределение уровня сложности заданий по темам. И эта подготовка напрямую влияет на образовательный процесс в школе.


Было время, когда в России в обязательный экзамен по математике не включали геометрию. Анонимный опрос выпускников, в котором участвовали более 200 тысяч человек, показал: около четверти из них в старших классах геометрию не изучали вовсе. Понять учителей можно, ведь, готовясь к ЕГЭ, вместо геометрии решали на уроках алгебру. Но оправдать нельзя. Геометрия —– важная часть школьной программы. Зная такое состояние дел, наши соседи в экзамен стали включать задачи по планиметрии, и ситуация изменилась. Помнится, у нас в 2013 году я поднял вопрос о процентах и процентных пунктах, которых не было в заданиях ЦТ, поэтому и на занятиях им чаще всего не уделяли внимания. Но мои статьи прошли тихо и незаметно для учителей и авторов различных сборников задач. Однако стоило РИКЗу включить задания на сравнение процентов всего лишь в репетиционное тестирование, как учителя, репетиторы и школьники вдруг резко заинтересовались отличием процентов от процентных пунктов. Смешно? Грустно...

Обращает на себя внимание и тревожная тенденция к упрощению тестовых заданий по физике и математике. При таком подходе неизбежно будет увеличиваться число абитуриентов с высоким результатом, будут стираться различия между хорошо подготовленными ребятами, но имеющими разную степень понимания предмета, исчезнет мотивация к более глубокому постижению науки. В то же время при сложном тесте трудно будет ранжировать более слабых абитуриентов. Поэтому ЦТ должно содержать задания, ориентированные на три группы испытуемых. Сейчас же едва ли не треть заданий из 30 в тестах по физике и математике рассчитаны на элементарное ознакомление с предметом. К примеру, среди вопросов прошлых лет мы находим: «Каким прибором измеряется сила тока?» или «Как называется прибор для измерения длины?» Осталось совсем мало, чтобы дойти до предела упрощенчества и спрашивать: «Уж не вольтметром ли измеряется напряжение в электрической сети?» Кроме того, уверен, задания, в которых требуется прочитать условие и чуть–чуть посчитать, причем на уровне начальной школы, предлагать на ЦТ — просто профанация! Ведь не случайно в социальных сетях вполне успешные абитуриенты по итогам нынешних испытаний по физике и математике пишут почти то же самое. Но, как видим, даже эти задания решают далеко не все! Но никто против них не протестует, они там есть и, скорее всего, будут всегда. Разве это нормально? Конечно, должны быть и вопросы для тех, кто научился решать задачи в два–три действия по известному шаблону. Но в предыдущие годы таких заданий было около 14, то есть 47%. В итоге мы видим, что ученику, не имеющему семи пядей во лбу, вполне по силам решить 24 задачи и получить при условии отсутствия арифметических ошибок свыше 70 баллов.

Для третьей группы испытуемых, для тех, кто всерьез изучал предмет, читал дополнительную литературу и готовился к олимпиадам, предусмотрены четыре задания четвертого уровня и две задачи самого сложного, пятого, уровня. В итоге — шесть задач, то есть 20% всех заданий тестирования по математике и физике. Думаю, несложно сопоставить количество простых и сложных заданий и сделать вывод, кто у нас окружен большим вниманием и заботой...

Еще один важный вопрос: нужно ли публиковать спецификацию теста для проведения централизованного тестирования заранее? Очевидно, что по физике и математике они явно не могут включать все темы, которые ученики изучали на уроках. Следовательно, абитуриенты понимают, что все то, что не включено в этот перечень, не будет представлено на централизованном тестировании. А значит, оставят это без внимания, как ненужный балласт. Но ведь все, что отсутствовало в текущем году, как правило, РИКЗ предлагает в последующие годы. С другой стороны, представленные темы и разделы выступают явной подсказкой для выборочной подготовки к испытаниям. Может, куда эффективнее, если спецификация останется рабочим документов РИКЗа? В таком случае абитуриенты будут готовиться к тестированию в соответствии с требованиями учебных программ по предметам. Мой многолетний опыт работы учителем физики в лицее подтверждает, что качественное усвоение материала учебных программ позволяет всем выпускникам успешно пройти испытания на тестировании.

И, конечно же, вызывает вопросы суммирование результатов ЦТ по разным предметам без поправочных коэффициентов. Например, такое сложение по русскому языку и физике при поступлении на инженерные специальности приводит к тому, что сдавшие физику хуже, но лучше русский язык оказываются в более выигрышном положении. А ведь нам надо, чтобы будущие технари делали изобретения, конкурентоспособные приборы и устройства, а не творчески писали отчеты.

Владимир ГРЕБЕНЬ, учитель физики высшей категории.

Минск.

Советская Белоруссия № 129 (25011). Четверг, 7 июля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter