Чем заманить молодого специалиста

О распределении

Абитуриенты ночи не спят из-за проходного балла, а выпускники, у которых диплом уже на руках - из-за распределения. Многие ли не доезжают до первого рабочего места? В прошлом году таких было 2.131 человек. То есть каждый десятый выпускник-бюджетник. Как будто не так уж и мало. Но это на первый взгляд. 1.025 человек получили "свободные" дипломы. В том числе и по причине отсутствия мест. Остальные не поехали по направлению, потому что продолжили обучение либо ушли в армию, либо вышли замуж за иностранца, добровольно возместив средства за обучение.


Причины разные. Кто-то всех этих выпускников с легкой руки назовет сбежавшими. Иные начнут рассуждать о таком вот нехорошем следствии принудиловки! Однако, если разобраться, тех, кто к работе не приступил по "неуважительным причинам" и средства за обучение не возместил, всего около сотни. Полпроцента - допустимая погрешность даже в высокоточных измерительных приборах. А уж для страны - несущественная потеря. Сегодня "платников", которые обращаются в комиссию по распределению с просьбой помочь найти работу, даже больше, чем тех, кто пользуется правом на свободное трудоустройство, - 1.618!


Самостоятельно искать работу, оказывается, не такая уж большая привилегия. Молодых без опыта и стажа с распростертыми объятиями нигде не встречают. В Минске экономист без направления вряд ли обрадует работодателя. А статус молодого специалиста между тем дает прицеп гарантий и льгот. Предприятие обязано обеспечить ему все в соответствии с договором: и рабочее место по специальности, и жилье, и заработную плату, и прочее. Заявки без предоставления жилья в вузах практически не рассматривают. Исключение - столица. И то нынче на инженеров такой спрос, что найти здесь место с общежитием не составит труда даже провинциалам.


Да, всякое бывает: кое-кто из работодателей и зарплату платит не ту, что обещал, и с жильем на месте возникают заминки. Но ведь всегда можно добиться перераспределения даже вопреки желанию нанимателя. А на свободных хлебах всех этих гарантий нет. Поэтому никто не ропщет. Даже целевики умудряются добиться перераспределения по согласованию с руководством. А если за время отработки находят более выгодное место или организуют свое дело, то просто увольняются и пишут заявление с просьбой рассчитать стоимость обучения за неотработанный период. В отделах кадров вузов не припомнят ни одного студента, который бы бежал под венец или спешно заводил детей, лишь бы никуда не ехать. Устаревшие мифы, которые пора сдать в утиль.


Сейчас ситуация порой складывается с точностью до наоборот: чтобы не ограничивать выбор работы местом жительства супруга, не торопятся регистрировать отношения. Потому что, бывает, в регионах и вакансии интереснее, и должность выше, чем в Минске. И не редкость, когда коренные минчане по собственному желанию едут в Несвиж и в Мозырь, в Островец и в деревню Козловичи. Ради чего? Ради перспективы карьерного роста, ради возможностей. Один выпускник Гомельского медуниверситета, который мог остаться работать в Гомеле, но поехал в Буда-Кошелево, мне как-то говорил: "В областной больнице я буду смазывать йодом ранки, а в Буда-Кошелево - оперировать". Сколько раз лично присутствовала на распределении и медиков, и педагогов, и инженеров, ни разу не видела, чтобы кто-то утирал слезы, получив первое место работы. А вот работодатели волновались.


Нынче распределение совсем другое, нежели в советские времена. Если раньше направляли исключительно на государственные предприятия, то теперь заявки вуз принимает от любых компаний, в том числе и от частных, и от иностранных предприятий с белорусской долей в уставном фонде. И нет никаких особых обязательств перед гигантами промышленности: кто платит, тот и заказывает специалистов. Например, в очереди за инженерами не только МАЗ или МТЗ, но и представительства "Мерседес", "Ауди", "Фольксваген". Резиденты Парка высоких технологий сотрудничают фактически со всеми техническими факультетами и отбирают будущих специалистов уже с третьего курса. При этом работодатели не хотят брать кота в мешке. Говорят: "Нам специалисты нужны, но мы сперва хотели бы их посмотреть". А после собеседования присылают уже персональные заявки.


Есть факультеты, на которых распределение проходит буквально за считанные минуты и носит чисто формальный характер: выпускники еще во время практики определились с будущим местом работы. Как правило, если есть именные заявки, никто препятствий не чинит. Одно условие - по специальности. А то, случается, новоиспеченный педагог приносит заявку из ООО, которое готово принять на должность секретаря.


Получается, на самом деле актуальнее совсем другой вопрос. Не сколько не доезжают, а сколько остаются после срока отработки. Недавно в Минской области провели опрос более 3,3 тысячи выпускников 2010 и 2011 годов. Только 4 процента из них отметили, что хотят уволиться до окончания срока отработки или перераспределиться. Но и остаться работать в организации спустя два года планируют меньше половины. И работодатели все чаще с обидой сетуют: "Мы их учили, растили, а они..."


Значит, к вопросу следует подходить уже с другой стороны. Что нужно сделать, чтобы первое рабочее место не стало проходным?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter