В барановичской гимназии № 4 чадам помогают в определении будущей профессии

Благой пример заразителен

«Мы отдали вам ребенка — вот и учите его» — очень часто школа сталкивается с таким отношением со стороны родителей. И на первый взгляд ведь все верно: у каждого своя работа! Так, да не так. Родитель, конечно, в буквальном смысле за партой с детьми сидеть не должен, но вот его участия в жизни школы никто не отменял. О чем речь? Например, о помощи своим чадам в определении будущей профессии, как это происходит в барановичской гимназии № 4.



«Главная проблема сегодняшних старшеклассников в том, что ребята плохо представляют суть многих профессий, — убеждена активист республиканского проекта по формированию гражданских компетенций учитель русского языка и литературы гимназии № 4 Алина Марчук. — За названиями многие ребята видят лишь устоявшиеся стереотипы. Или это знания со слов родителей, соседей, друзей». Как дать школьникам максимально полную информацию о профессиях? Например, на уроках русского языка и литературы, где разбираются и осмысливаются те или иные произведения. Такая авторская программа в гимназии есть. Ее суть — анализ литературного произведения с точки зрения профессий, целей в жизни, планов на будущее, самоопределения. Скажем, на примере Печорина из «Героя нашего времени» Лермонтова.

Но в гимназии решили, что этого недостаточно, и за помощью обратились к родителям. Кто может помочь, как не они? Ведь это люди, которые трудятся в самых разных сферах. Почему бы не объединить усилия и не организовать, скажем, экскурсии для ребят в разные организации и на предприятия города? И родители на предложение откликнулись. Гимназисты уже побывали в филиале завода «Атлант», в налоговой инспекции и даже на 61-й истребительной авиационной базе. Ребята смогли не только посетить здесь великолепный музей, но и посмотреть тренажеры для летчиков. Могло ли это оставить их равнодушными? Но и это не все. По просьбе педагогов мамы и папы сами выступают перед старшеклассниками, рассказывая о своих профессиях и предприятиях, на которых трудятся.

Впрочем, по мнению Алины Марчук, начинать профориентационную работу можно и нужно уже с начальной школы, в соответствии с возрастными особенностями ребят. Только тогда и результат будет наилучшим. А в 8—   11-х классах работать нужно более целенаправленно. «В 11-м классе мы видим разные ситуации, — на минуту задумывается педагог. — Иногда дети определяются с выбором профессии очень рано, а иногда сомневаются до последнего. И наша задача им помочь, объединив усилия».


В итоге профориентационной работой пронизано почти каждое школьное мероприятие. Даже если ребята идут встречаться с ветеранами Великой Отечественной войны, ведь среди них есть кадровые военные. Поход десятиклассников в краеведческий музей Барановичей тоже не был мероприятием ради галочки. Помимо общей информации, экскурсовод рассказала им о профессиях, востребованных в городе, словом, дала ребятам пищу для размышлений. Впрочем, и педагоги в стороне не остаются, говорит Алина Марчук, рассказывают о профессии и о тех преимуществах, которые имеют ребята при поступлении на педагогические специальности.

А еще гимназия не теряет контакты со своими выпускниками. «Нам активно помогают наши выпускники, а ныне студенты самых разных вузов, которые в прошлом становились победителями олимпиад, — говорит педагог. — Только сегодня они сами выступают в роли наставников, помогая школьникам подготовиться к подобным состязаниям. Например, в БГУИР учится наш выпускник Андрей Соболь, несколько лет подряд успешно участвовавший в олимпиадах по информатике. Так вот он уже помог готовиться трем поколениям наших старшеклассников. Андрей очень занят, у него насыщенная студенческая жизнь, но от помощи он никогда не отказывается».

Ответ на вопрос, как привлечь на свою сторону родителей, нашли в УО «Полоцкая государственная гимназия № 1 имени Ф.Скорины». Здесь проводят Дни самоуправления (на снимках). Только не школьного, как это практикуется во многих учреждениях образования, а родительского. Идея, по словам заместителя директора по учебной работе гимназии Лилии Раткевич, родилась год назад. «Мы пригласили от каждого класса по одному родителю, — вспоминает руководитель, — которые распределили между собой все роли: от директора до учителей-предметников. 33 родителя откликнулись на наш призыв. У нас были очень интересные уроки — психологии, профессий, сказки, творчества. Папы-военные проводили занятия по физкультуре. Передача правления проходила в торжественной форме. В этот день директор гимназии передал символический ключ от школы директору-родителю. Затем каждому родителю-педагогу прикололи бейдж, и все разошлись на уроки».

Резонанс мероприятия, по словам Лилии Раткевич, был удивительным. Потом все участники собирались, обсуждали День самоуправления и сошлись во мнении, что труд учителя очень сложный. И уважения к этому сложному труду стало намного больше. А праздник стал традиционным. «После первого эксперимента родители стали нашими союзниками, — делится секретом Лилия Раткевич. — А когда на успех нацелены и учителя, и ученики, и их родители, все получается».

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter