Почему сельский бизнес развивается слабо

Бизнес не хочет или не может быть «первым парнем на деревне»

«ПОГОДУ делает тот, кто знает, откуда дует ветер» — гласит народная мудрость. Свою нишу на переполненном мебельном рынке сумело найти небольшое частное предприятие из Наровли. Настоящая полесская глубинка. До областного центра под 150 верст. Не споткнуться о бревно, не зацепиться за острые сучки бизнеса в свое время здорово помог Декрет № 6 Президента. За льготные кредиты купили современное оборудование, транспорт. Сейчас компания — одно из наиболее успешных частных предприятий Гомельщины. Прибыль увеличилась в пять раз, втрое возросла зарплата. Более половины продукции экспортируется.


Полтора миллиона человек заняты в республике в малом и среднем бизнесе. Они дают 25 процентов ВВП страны. Не так уж и много, скажут скептики. Все познается в сравнении. Десять лет назад этот показатель не превышал и десятой части. 

Конечно, потенциал у предпринимательства больше. Пока оно отстает от реалий дня. Особенно в сельской местности и небольших горпоселениях. Доля малых производств, открытых здесь, только три процента от общего количества. Особой активности не наблюдается и во многих районных центрах. Такие успешные предприятия, как в Наровле, можно пересчитать по пальцам.

Несколько взаимодополняющих проблем. Согласитесь, в сельской местности нет серьезного спроса на товары и услуги малого и среднего бизнеса. Доходы сельчан ниже, чем у горожан, впрочем, и потребности несколько меньше. Привыкли рассчитывать на собственные силы и подсобное хозяйство. В деревнях мало специалистов, особенно молодых, владеющих навыками ведения бизнеса. Да и транспортная доступность отдельных населенных пунктов оставляет желать лучшего. Наконец, для малого и среднего бизнеса важна кооперация с крупными партнерами. Что также весьма проблематично.

Сейчас главный аргумент развития бизнеса на селе — весомые льготы по налогам. Действительно важно. Есть барьеры. Зачастую их ставит… местная власть. Здания пустуют, но их не продают. Или дом коммунальной собственности выставляют по такой цене, что дешевле новый построить. Через такой аукцион недавно прошел мой знакомый, после чего решил отказаться от открытия своего дела. А бумажная волокита? На смену одним «обязательным» документам приходят другие. И такой поток не уменьшается. 

Нужна четкая структура поддержки малого бизнеса. Это европейский и мировой опыт. Даже экономически развитые государства имеют широкую сеть центров и бизнес-инкубаторов, которые занимаются его развитием. Разумно, оправданно и приносит немалый доход. Скажем, в прагматичной Германии. У нас такие структуры пока в зачаточном виде.

Несомненно, должен помочь новый президентский Декрет о стимулировании сельского бизнеса. Он подписан  прошедшим летом. В принципе, это обновленная версия Декрета № 6. Документ распахнул двери в малые города и сельскую местность для резидентов свободных экономических зон и филиалов крупных компаний. Льготами теперь могут пользоваться и они. В первую очередь в выигрыше  предприятия, которые уплачивают единый налог для производителей сельхозпродукции. В свою очередь, это новые рабочие места и налоги в местный бюджет. Поддержка предпринимательства в селах и малых городах призвана, по сути, «перезагрузить» экономику многих районов. А это сегодня дорогого стоит!

shevko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter