«Вы обязаны подписать договор на обслуживание домофона!» Мошенничество или жесткая конкуренция?

Битва за домофон

В редакцию обратился озадаченный читатель. Минчанин Александр говорит, что в подъезде дома по улице Киселева к нему подошла странная женщина со стопкой бумаг в руках. С важным видом заявила, что жильцы подъезда обязаны подписать договоры на ежемесячную оплату за обслуживание домофона. Причем подавала ситуацию так, словно у граждан нет иного выбора. «Но ведь он и без этого исправно работает, да и не припомню, что раньше мы что–то подписывали. В ЖЭУ, кстати, сказали, что человек не от их организации. Не пытаются ли нам навязать какую–то ненужную услугу?» — задается вопросом Александр.


Обеспокоенность читателя можно понять. Ведь сколько уже ловких схем использовали мошенники, притворяясь сотрудниками организаций, обслуживающих наши дома. Так, пару лет назад жильцам квартир словно снег на голову сваливались «помощники» из некоего оконного сервиса, которые убеждали, что они работают по госпрограмме и должны бесплатно проверять состояние окон. Звонили и говорили, что скоро от них приедет мастер. А тот, прибывая на место, находил мнимые огрехи: якобы тут нужно отрегулировать, там смазать, здесь починить — платно. Еще дальше пошли продавцы фильтров, истории о которых всплывают до сих пор. Проходимцы представлялись сотрудниками «Водоканала» и предлагали свои изделия для очистки воды из–под крана. Показывали гражданам, какая в их доме «грязная» вода: опускали в наполненный стакан некий прибор — и жидкость чернела. На самом деле хитрецы просто ловко использовали электролизатор, который обеспечивал необходимую химическую реакцию. Вспоминаю, как недавно к моему знакомому тоже наведался странный гость. Якобы проверял пожарную безопасность: состояние розеток и другие моменты. Вот только к розеткам он толком не присматривался. Просто прошелся по комнатам. Зато настоятельно предлагал купить новые пожарные извещатели. Даже телефон оставил.

Не идет ли речь об очередном способе заработать на наивности граждан и в случае с домофонами? К тому же пару лет назад уже были инциденты с ушлыми торговцами из этой сферы. Тоже ходили по подъездам и предлагали поставить подпись в каком–то бланке. Оказывалось, что это были договоры по замене домофонов. В результате исправное оборудование заменялось на другое, а людям выставляли немаленькие счета.

Обратился в милицию, чтобы узнать, не было ли заявлений если не о мошенниках, то о навязчивых предложениях оказания, возможно, ненужных услуг. Официальный представитель Центрального РУВД Минска Елена Свиридова: «На данный момент заявлений, касающихся предложений о заключении таких договоров, к нам не поступало».

Кажется, пора побеседовать с представителями этой сферы. Под видом встревоженного жильца позвонил в одну из минских организаций по обслуживанию домофонов. Беседа внесла ясность: маловероятно, что орудуют мошенники. Оператор сказала, что, например, от их фирмы сотрудники, предлагающие обязательное подписание договоров, по подъездам не ходят: «Но дело в том, что сейчас все домофонные организации в Минске перезаключают договоры. Так как старые будут считаться недействительными. Вышло постановление об индивидуальных договорах. С сентября будем работать по ним. Согласно требованию Министерства ЖКХ коллективные договоры, по которым подъезды обслуживались ранее, на тех же условиях по оплате и техническому обслуживанию перезаключаются на индивидуальной основе. Они должны быть подписаны только собственником квартиры. Второй экземпляр договора будет передан в РСЦ для того, чтобы люди продолжали оплачивать наши услуги, как обычно, вместе с коммунальными платежами. Старые договоры аннулируются, как только заключаются новые. От нас никто по подъездам не ходит, мы раскладываем объявления с информацией в почтовые ящики». В фирме также пояснили, что если жильцы желают, то могут перезаключить договор и обслуживаться, как и раньше. Принуждать их, согласно Закону о защите прав потребителей, никто не может. В случае отказа демонтировать оборудование, конечно, не станут. Оно будет работать, пока не произойдет неисправность. Но тогда уже придется платно вызывать мастера. Кстати, стоимость обслуживания — 91 копейка в месяц с квартиры.

Похоже, наш читатель стал свидетелем обыкновенной борьбы за клиента. Да, действительно, договоры нужно перезаключать. Но вряд ли только на безальтернативной основе. Вероятно, Александр повстречал представительницу наиболее расторопной из фирм, которая решила воспользоваться сложившейся ситуацией.

Кстати, это предположение в какой–то степени подтверждает онлайн–конференция БЕЛТА, прошедшая на прошлой неделе. Соперничество между такими фирмами, оказывается, нешуточное. Идет работа МАРТ по пресечению нарушений антимонопольного законодательства, говорилось и о проблеме недобросовестной конкуренции. Замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец рассказал, как организации, занимающиеся обслуживанием домофонных систем, распространяют друг о друге недостоверные сведения и информацию, которая подрывает деловую репутацию конкурента. Представители таких фирм ходят по подъездам и сообщают жильцам, что компания, с которой у граждан уже заключены договоры, якобы прекратила свою деятельность. А новая организация — будто бы правопреемник. Или предлагают заключить договоры, говоря, что их конкуренты скоро разорятся. Замминистра отметил, что МАРТ такие факты пресекает, выдает соответствующие предписания и налагает штрафы.

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter