Что может помешать главному проспекту столицы попасть в список всемирного наследия ЮНЕСКО

Ансамбль сыграет марш

Эта новость появилась год назад. Проспект Независимости претендует на попадание в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Претендует не один, а в компании берлинской Карл-Маркс-аллее, варшавской улицы Маршалковской, московской Тверской, а также киевского Крещатика и харьковского Московского проспекта. Эксперты долго определялись с названием этой серийной транснациональной номинации и на днях в Минске постановили: отныне она звучит как «Послевоенные центральные магистрали стран Восточной и Центральной Европы (1940—1950-е годы)».


С доктором философских наук, кандидатом архитектуры, профессором БГУ Игорем Духаном мы прогулялись по главному проспекту Минска, чтобы понять, какие шансы есть у нас на попадание в Список ЮНЕСКО.

От Главпочтамта с оркестром

Наша экскурсия начинается с площади Независимости. С одной стороны — главный корпус БГУ, с другой — Дом Правительства. Оба здания были построены еще до войны, а значит, должны остаться за пределами интересов номинации. Но Игорь Николаевич считает, что так поступить с этими объектами было бы непростительно. Ведь именно они были отправной точкой проспекта. По сути, после строительства Войниловичем в том месте костела Святых Симеона и Елены и нескольких фешенебельных зданий рядом сюда, а тогда это была окраина, решили перенести центр города. То есть мало того что каждый из этих объектов представляет собой отдельный интерес, так еще и вместе они образуют единый ансамбль конструктивизма.

Игорь ДУХАН.
Послевоенная архитектура начинается от Главпочтамта. Хотя первым завершилось строительство здания КГБ. Его автором стал Михаил Парусников, профессор Московского архитектурного института, который сразу после освобождения Минска получил уникальное предложение — стать магистральным архитектором проспекта, до того такой должности никогда не было. Проект Парусникова был очень близок к Дому уполномоченного в Сочи академика Ивана Жолтовского. Правда, в оригинале это было строгое, симметричное здание. Парусников же сделал более изящную композицию. Важно и то, что он взял за основу высоту здания Минского земледельческого общества, до войны построенного Генрихом Гаем. Оно располагалось на углу Городского Вала и проспекта (сейчас там МВД. — Авт.). В итоге этот уровень прошел через всю главную улицу Минска. Интересно, что здание КГБ за эти долгие годы не претерпело никаких изменений. Единственное, периодически меняется цвет фасада. Игорь Николаевич считает, что оптимальный цвет для этого здания — охристо-желтый, традиционный цвет классицизма. Его и надо придерживаться, тогда никаких претензий у экспертов не будет.

Что касается Главпочтамта, это здание появилось на проспекте вторым. Его Духан считает одним из самых изысканных произведений неоклассики середины XX века в Европе, потому что здесь тонко соединена тема римского барочного дворца на фасаде и круглого павильонного зала внутри. Это тот случай, когда, даже если вам не надо отправить открытку, все равно стоит переступить порог почтамта, чтобы удивиться его интерьерами.

Та же история и с ГУМом. 

— Это совершенно индустриальная конструкция. Объект очень высокой технологии, но одновременно он одет в неоклассическую оболочку с очень интересными национальными мотивами. Вообще по проспекту много таких интересных орнаментов. Но главное в ГУМе — интерьер, и прежде всего выдающаяся триумфальная лестница, которая «держит» все это пространство и создает величественное настроение. Еще обязательно обратите внимание на детали. Там есть очень красивые декоративные решетки внутри, элементы металлического декора и выдающаяся архитектурная керамика снаружи. 

Сегодня важно сохранить все архитектурные детали убранства проспекта, особенно в ГУМе. Если производить замену каких-то фрагментов, красить что-то, это надо делать только после консультаций с научными руководителями объекта и реставраторами, потому как детали имеют не менее важное значение, чем само архитектурное произведение. К сожалению, за эти годы многое утрачено, поэтому важно сохранить то, что осталось.

Даже  перила  достойны охраны

Жилая застройка на проспекте — отдельный разговор. На предмет того, стоит ли ее размещать, были настоящие дебаты. Решающим стало слово ЦК КПБ. Там рассудили: если застроить проспект только общественными зданиями, то вечером жизнь там будет замирать. Выход — поселить здесь людей. Получился вот такой парадокс: главный проспект, насыщенный жилой застройкой.

Проспект Независимости сегодня — самая уникальная часть образа всего города

Отсюда логичным было и строительство продуктового магазина по соседству с ГУМом — нынешнего «Центрального». В итоге проспект стал коммуникационным узлом, местом, где бурлила жизнь. Магазины, кафе были не менее естественны, чем сейчас. Это соединение общественной и культурной жизни вкупе с жилой застройкой и стало особенностью нашего проспекта, которую необходимо сохранить. 

Дальше на нашем пути появляется первый объект, который разрушает до того целостный архитектурный ансамбль. Игорь Духан не скрывает, что строительство Дворца Республики в свое время вызвало немало споров. Ведь центральная площадь не случайно долгие годы оставалась незастроенной. Все хорошо понимали, что здесь должен появиться монументальный объект, который по своему архитектурному образу будет хорошо вливаться в проспект. Подходящий вариант долго не могли найти. Мнения по поводу дворца были разные, но сегодня историк убежден: на фоне тех новостроев, которые случились позднее, это здание уже выглядит спокойной нейтральной вставкой. Оно как бы слилось с застройкой. И, в общем-то, не должно создать проблем для номинации. 

Завершается наша экскурсия на площади Победы. Именно здесь заканчивается этот выдающийся неоклассический ансамбль. Игорь Николаевич называет ее несомненным шедевром архитектуры. Он с восхищением вспоминает Михаила Барща, нашедшего замечательное решение для площади, которая тогда называлась Круглой и была сформирована еще до войны. И опять же обращает внимание на детали — архитектурный декор на зданиях. Более того, объектами охраны, он считает, должны быть даже двери, ручки, лестницы, перила и т. д. Ведь все это тщательно прорисовывалось архитекторами и было частью их замысла.

— Чтобы Минск был европейской столицей, городом, который привлекает к себе культурное внимание, необходимо культивировать уникальные стороны, а их немного, так как город был сильно разрушен. И проспект сегодня — самая уникальная часть образа всего Минска, это последний классический ансамбль в истории европейской архитектуры. Он целиком сделан на одном дыхании выдающимися архитекторами и отличными строителями — качество работы замечательное. Это выдающийся неоклассический ансамбль, — эти слова Игоря Николаевича, по идее, должны были стать завершением нашей экскурсии, но неожиданно он предложил пройти дальше.

Все новое — на Дзержинского

Дело в том, что наши историки и архитекторы, а вместе с ними и международные эксперты считают, что в номинацию должна войти и вторая очередь проспекта. Филармония, здания полиграфкомбината, главный корпус БНТУ… Эти здания построены значительно позже. А то, что появилось в 1960—1970-е годы, принято считать современностью. Более того, многие в этой архитектуре не видят особой ценности. Духан с этим не согласен:

— Вторая очередь проспекта сложилась как ансамбль следующего этапа. 1960—1970-е годы — очень интересный период в советской архитектуре. Это время оттепели, обновленных модернистских исканий. Отсюда такие интересные здания на площади Калинина. И мы считаем, что эта территория также вполне может входить в охранную зону, так как это все наследие неоклассицизма и модернизма XX века.

Послевоенная архитектура проспекта Независимости начинается от Главпочтамта

Прощаясь с Игорем Николаевичем, нельзя было не задать вопрос, который все время вертелся на языке: почему проспект Независимости нельзя отдельно номинировать в Список всемирного наследия? Зачем нам еще локомотив в виде других европейских городов? Профессор, чуть прищурившись, ответил:

— Во-первых, эта замечательная идея номинации исходит от наших немецких коллег. Поэтому и подается как мультинациональная номинация, где есть Карл-Маркс-аллее в Берлине — более позднее сооружение со своими особенностями, часть Тверской в Москве, которая тоже отличается от нашего проспекта, и другие объекты. Здесь становится очевидным, что тема послевоенных центральных магистралей социалистической Европы уникальна. Таким образом, включение в номинацию увеличивает значение Минска с точки зрения туристической привлекательности. Ну и, во-вторых, ЮНЕСКО в последние годы особенно интересны транснациональные номинации…

Что дальше? Просто наблюдать, как ситуация будет развиваться? Мнение Игоря Духана здесь тоже интересно:

— Наша задача сейчас ничего не испортить: оберегать проспект от любых вмешательств. А то мы начинаем что-то строить во внутренних пространствах дворов и т. д. Ведь все это части целого, и их нельзя нарушать. Минск — огромный город, есть замечательный проспект Дзержинского, который сейчас строится как второй сити. Там стали появляться блестящие архитектурные решения, среди которых гостиница «Ренессанс». Туда и нужно переносить какие-то функции — это становится престижным местом, а проспект надо сохранить как самую уникальную часть образа Минска. 

Мнения

Оптимистический пример

Наталья ДУШКИНА, профессор Московского архитектурного института и Московского государственного университета геодезии и картографии (Россия):

— Что больше всего меня вдохновляет в истории нашей номинации — это то, как ее поддерживают жители Минска. Социологический опрос произвел на меня большое впечатление. В нем принимали участие в основном люди, живущие на проспекте Независимости. Главной целью было выяснить их отношение к архитектуре того периода и непосредственно к проспекту. И что мы увидели? Абсолютно позитивное восприятие городской улицы. Ее видят широкой, праздничной, оформленной в классическом ключе. Люди видят гармоничное пространство. И 79 процентов ощущают высокое качество жизни на этой улице. Что не нравится? Например, обилие рекламы на улице, загазованность, экологические особенности. При этом они видят возможность включения проспекта в серийную номинацию для дальнейшего поддержания целостности и подлинности этого ансамбля. Я должна сказать, что из рассматриваемых главных улиц Москвы, Киева и Минска именно ваш город представляет высший уровень сохранности и невероятно положительного отношения к тому, что было сделано. Поэтому Минск не случайно является лидером в нашей номинации. И очень важно, это мы подчеркнули в резолюции, как можно быстрее продвинуть проспект Независимости в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО как кандидата от Беларуси. Это будет опорой, основой для всей нашей серийной транснациональной номинации. Мы видим поддержку населения, но важно, чтобы это было закреплено на всех государственных уровнях. 

Что касается России, то все, что связано с защитой наследия XX века, дается очень сложно. Это совершенно недооценено ни обществом, ни властями. Например, мы испытываем колоссальные сложности по сохранению наследия эпохи авангарда, конструктивизма. В те годы были созданы совершенно уникальные объекты в России и, в частности, в Москве, но в предварительном списке от страны мы имеем лишь одну постройку XX века. И то в Волгограде — скульптуру «Родина-мать зовет», которая была включена в 2014 году. То есть усилия на включение русского авангарда в предварительный список от России, поддержанные мировым сообществом и всеми профессиональными организациями, большим числом конференций, продвигаются очень медленно и неудачно. И это длится десятилетиями. В этом плане абсолютно контрастная ситуация в Беларуси. И мы очень надеемся, что она поспособствует появлению в Списке всемирного культурного наследия ЮНЕСКО серийной транснациональной номинации, рабочее название которой «Послевоенные центральные магистрали стран Восточной и Центральной Европы (1940—1950-е годы)».

И мои личные впечатления от Минска. Мы прилетели около 23 часов, мне сразу бросилась в глаза прекрасная подсветка зданий на проспекте. Балконы не застеклены, на фасадах нет ни одного кондиционера. Все здания тщательно отреставрированы и отремонтированы. Это чистый город, жители и руководство которого ценят и понимают ценность архитектурной среды, в которой они живут. Это очень бросается в глаза жителя Москвы, где несколько иное отношение к этому. Мы смотрим на вас с большим воодушевлением, и Минск для нас совершенно оптимистический пример.

Спасти  Крещатик

Елена ОЛЕЙНИК, профессор, заведующая кафедрой дизайна интерьера Национального авиационного университета, вице-президент Национального союза архитекторов (Украина):

— При общей идеологической направленности главных улиц в постсоветских городах существует очень серьезная разница в национальном подтексте и культурной составляющей. Этим и должна быть интересна наша серийная транснациональная номинация. Если взять Минск, то в пользу строительства проспекта физически были уничтожены целые кварталы, которые существовали на то время. В Киеве ситуация несколько иная: Крещатик существовал как главная улица, но был взорван во время войны, и фактически это было восстановление, но в другом масштабе и других национальных формах. И интересно, как в разных городах появлялись разные формы национальной идентичности и самовыражения, культурных слоев. Например, в Берлине номинируемая улица имела в целом национальную модернистскую архитектуру с отдельными элементами германских традиций. А в Киеве на Крещатике декор имел ярко выраженную национальную составляющую и очень мягко был вписан в ландшафт, что вообще не характерно для ансамблей того периода. И это именно та составляющая, которая делает его выделяющимся среди ансамблей. 

От Украины номинируется два объекта. Это Московский проспект в Харькове, главная площадь которого является как раз примером конструктивистско-модернистской архитектуры, и она уже включена в предварительный лист от Украины. Что касается Крещатика, то здесь есть расхождения во мнениях. Потому что сейчас Киев и его центральная улица являются точкой приложения инвестиций, и никакие сдерживающие рычаги сейчас не могут повлиять на то, чтобы полностью остановить этот процесс. Мы постоянно испытываем давление со стороны строительного бизнеса: то сносят дома, то надстраиваются крыши… Это при том, что он является памятником градостроительства. Потому для нас очень важны поддержка международной общественности и совместные усилия для того, чтобы без потери патриотической составляющей показать важность архитектуры этого периода и ценность Крещатика как общемирового наследия. Показать его национальную составляющую, его культурное отличие. Потому что если мы не привлечем усилия международной общественности, боюсь, через некоторое время мы его просто потеряем.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter