Ангел польской песни

Сегодня поговорим об Анне Герман. В феврале ей исполнилось бы 75 лет...

Сегодня поговорим об Анне Герман. В феврале ей исполнилось бы 75 лет. Я хорошо запомнила тот августовский день 1982 года, когда певицы не стало. Было жарко. Я сидела в гримерке телестудии, готовилась к эфиру. И вдруг это ужасное сообщение по радио...


Она была красивая, яркая и не похожая ни на кого. И не только потому, что рост ее был почти два метра, а размер ноги — 43–й. У нее был голос неземной красоты, который завораживал... Хрустальный, ангельский, чистый, который звучал так, что начинало казаться, что это не голос, так человек петь не может, а сказочный музыкальный инструмент. Артистка никогда и нигде не училась вокалу, но с легкостью исполняла не только песни, но и сложнейшие оперные арии, например, старинного итальянского композитора Скарлатти.


Удивительная певица, жизнь которой была трудна и коротка, а судьба драматична. Анна Герман жила весьма небогато. Всю жизнь мечтала о своем доме, а купить его смогла только за два года до смерти. Много лет ютилась в маленькой квартире на окраине Варшавы, где не было даже телефона, а на балконе часто висели выстиранные собственноручно концертные платья. Кстати, гардероб певицы всегда был очень скромным, иногда «самопальным». Актриса вязала и шила сама.


Анна не любила говорить о своем детстве, откуда у нее, у польки, было такое прекрасное знание русского языка. Она также не хотела вспоминать узбекский городок Ургенч, где, когда ей было всего два года, по ложному доносу арестовали ее отца. А потом — переезд в Польшу, во Вроцлав, с мамой и бабушкой. Маме приходилось мыть полы и быть прачкой, чтобы заработать на съемную квартиру и пропитание. Анна окончила университет, получила диплом геолога, но стала певицей. Однажды перед концертом к ней в артистическую как вихрь ворвалась молодая экзальтированная женщина. «Я — Катаржина Гертнер, композитор. Я написала песню для вас», — затараторила она. Песня была странная, не похожая ни на что. Красивая, романтичная, с многословным текстом и запоминающейся мелодией. Она называлась «Танцующие Эвридики». Эта песня привела Анну Герман на музыкальный Олимп, помогла победить на фестивалях в Ополе и Сопоте, потрясла слушателей в Америке и Канаде. Успех, поездки по миру, новые контракты. Совместные выступления с Далидой, фестиваль в Сан–Ремо. И страшная автомобильная авария в Италии, когда на горной дороге машина, в которой ехала Анна, упала в пропасть. Окровавленную певицу привезли в госпиталь. Никто из врачей не верил в ее выздоровление. Все кости были переломаны. Ей пришлось заново учиться ходить.


Уверена, автокатастрофа спровоцировала страшную, неизлечимую болезнь певицы. И она сама, и врачи отчаянно боролись с заболеванием Анны, но все было бесполезно. Она мечтала только об одном: увидеть своего сына Збышека взрослым. А когда умерла, Збышеку было всего 6 лет. Перед смертью Анна, когда вернулось сознание, попросила, чтобы на похороны к ней прилетела ее любимая московская подруга, редактор фирмы «Мелодия» Анна Качалина. Так получилось, что лучшие ее друзья и подруги жили в России, в Москве. И лучшие песни в ее репертуаре были тоже сочинены русскими композиторами — Александрой Пахмутовой, Евгением Птичкиным, Владимиром Шаинским.


И сегодня в Варшаве живут муж и сын Анны Герман, живут очень скромно, но достойно чтят память о ней. Мама певицы Ирма пережила дочь на много лет. Она умерла в 2007 году в возрасте 97 лет. Похоронена рядом с дочерью на Варшавском кладбище. Несколько раз Ирма приезжала в Беларусь по приглашению белорусского композитора Валентины Серых.


Давно уже нет на этом свете Анны Герман, но остался ее дивный, чарующий голос... И грусть... Почему талантливые люди уходят так рано?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter