Валерий Бороденя: Беларуси необходима мегаидея, вокруг которой могла бы произойти консолидация общества

Амбициозно, но выполнимо

Программу социально-экономического развития Беларуси на следующую пятилетку начали готовить еще в 2019 году, который уже кажется очень далеким. Мир не просто изменился, он стал непредсказуемым. Бушует экономический кризис, перспективы окончания пандемии остаются туманными, многие страны уходят в локдаун… Вроде бы в такой ситуации повальной неизвестности строить планы, да еще и на среднесрочную перспективу, несколько самонадеянно. Но ждать у моря погоды и прояснения геоэкономических и политических реалий тоже неконструктивно. И хотя по многим направлениям развитие ситуации не до конца предсказуемо, но программа ставит те рубежи, которых стране надо достигнуть при любом развитии событий. По какому бы пути ни пошел мир, жизненные потребности останутся, и экономика должна их удовлетворить. О программе, ее сильных сторонах, а также возможных дополнениях поговорили с первым проректором Академии управления при Президенте Валерием Бороденей. 

На фоне неопределенности

— Особенность программы — что она принимается в условиях высокой неопределенности. Еще недавно много говорили про глобализацию, исчезновение границ, переход к сервисным экономикам... Теперь эти парадигмы кажутся иллюзорными. Пандемия спровоцировала закрытие границ, волну изоляционизма в развитых государствах. Сфера услуг оказалась очень чувствительной к эпидемиологическим рискам: просели пассажирские перевозки, туризм, сфера развлечений и гостеприимства… И когда они восстановятся — неизвестно. Хваленая страховая медицина на Западе оказалась не готова к пандемийному стрессу: не смогла выдержать потока больных при обострении эпидемиологической ситуации. Наша система здравоохранения, как бы ее ни подвергали критике, оказалась более эффективной. А принципы, заложенные еще в советские времена, позволили мобилизоваться и противостоять катаклизмам. Конечно, потенциал белорусской медицины реализован на высоком уровне, но еще не полностью. Есть еще очереди, присутствует достаточно много формализма. Очевидно, что здравоохранение, особенно в сложившейся ситуации, требует инвестиций. Сколько средств необходимо вкладывать в здравоохранение и социальную сферу в целом? Вопрос относительно философский. Вложить сможем столько, сколько сможет обеспечить экономика. 

Задачи в области экономики поставлены на пятилетку амбициозные. Рост ВВП на 21 процент и экспорта до 50 миллиардов долларов за пять лет — достаточно высокая планка. Конечно, кому-то она может показаться не очень высокой, но необходимо учитывать кризисные явления, в которых всем придется жить в ближайшее время. Можно «нарисовать» и более значимые планы, но другой вопрос — насколько они будут выполнимы. Мое мнение, что, исходя из сегодняшнего момента и ближайших прогнозов, задачи поставлены достаточно амбициозные. 

Пожалуй, главный вопрос — насколько наши планы по развитию будут обеспечены финансовыми ресурсами. Очень актуальная тема для дискуссии, насколько мы сможем эффективно отбирать и оперативно реализовывать проекты, которые дают быструю финансово-экономическую отдачу. 

Задачи в области экономики поставлены на пятилетку амбициозные.

Больше инициативы

— Принципиальный момент — насколько удастся объединить усилия людей для достижения этих целей. И для единства придется проделать большую работу. В программе очерчены ключевые мировые тренды, на которых и мы планируем концентрировать свои усилия: развитие зеленой экономики, электротранспорта, цифровых платформ… Необходимо теперь вокруг этих задач объединить все общество, бизнес, элиты, государственные предприятия… Буквально всех. А для этого разумно посмотреть, какие задачи мы недовыполнили за предыдущую пятилетку. Например, так и не смогли в полной мере достигнуть поставленных целей в Директиве № 4. А ведь предпринимательство у нас дает уже около половины ВВП. И в сфере частной инициативы есть огромный потенциал роста. Необходимо реально улучшать условия деловой среды, снижать бюрократизм, пересмотреть стиль работы контролирующих органов. Кстати, все эти проблемы обсуждались на Всебелорусском народном собрании пять лет назад. И некоторые выступающие акцентировали внимание, что весьма распространенная практика, когда контролирующие органы напрямую или косвенно влияют на принятие чисто экономических решений. Необходимо так или иначе внедрить в правоприменительную практику право на риск, который сопутствует любой экономической деятельности. И для бизнеса, и для руководителей государственных предприятий. Тем более эта проблема актуальна сегодня, когда решения приходится принимать в условиях беспрецедентной неопределенности. Люди должны иметь право на ошибку. А привлекать их к ответственности разумно только в случае, если доказан злой умысел. 

Креативное развитие

— Нам нужны креативные решения. Да, придерживаться ключевых принципов, к которым граждане привыкли: социальная направленность государства, суверенитет, многовекторная политика. Но необходимы идеи, которые еще никто не реализовывал. И не только в области новых товаров, технологий, но и принятия управленческих решений. У нас много сделано в области социального обеспечения, но систему необходимо модернизировать под новые реалии. Например, сложилась хорошая защита матерей, выделяются значительные финансовые ресурсы. У одного из родителей есть возможность три года находиться в декретном отпуске, посвятить это время детям. Но тогда они «выпадают» из рынка труда. И снова приходится тратить ресурсы, чтобы адаптировать людей после декрета к работе. Предполагаю, что необходимо при сохранении социальных гарантий развивать другие формы стимулирования. Создавать условия, чтобы родителям малышей было интересно как можно раньше выходить на работу, а работодателям — принимать на вакансии родителей маленьких детей. Можно увеличить вычеты по подоходному налогу, ввести льготы по отчислению в Фонд социальной защиты. Это не будет слишком дорого стоить для бюджета, но будет стимулировать и рождение детей, и профессиональное развитие родителей. 

Если говорить об инновациях, то нам не хватает амбициозных, неожиданных проектов, которые бы не шли с мировыми трендами, а обгоняли их. И такие идеи должны зарождаться не в глубине министерств и ведомств, а появляться в рамках частной инициативы. Но для этого необходимы определенная среда, инфраструктура, творческая атмосфера. Недавно пришлось столкнуться с одной историей: молодые люди со стартапом по разработке автоматических летательных аппаратов никак не могли найти ведомство, которое должно сертифицировать их продукцию. В результате получили предложение от заграничных партнеров. Надо признать, что большинство инноваций так или иначе лежит на стыке нескольких ведомств. И не всегда находит отклик в них: органы государственного управления завалены текущей работой. Между тем без участия отраслевых ведомств не всегда можно оценить перспективность идеи. Возможно, целесообразно на уровне Правительства создать структуру, которая бы занималась инновациями, являла бы собой «одно окно» для инновационных решений и проектов. Сегодня уже сложно конкурировать в мире, если не генерируешь решения, которые никто не реализовывал. Решения, которые ломают привычный уклад, привычные взгляды, создают принципиально новые основы для жизни, соответствующие современным реалиям. И тогда в стране будут появляться сверхидеи, вокруг реализации которых можно консолидировать национальные усилия. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter