Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.
— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10–летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по–настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги... Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.
Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова... Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.
А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.
Советует доктор Навицкая
Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит.
Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.
Кстати
Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников–то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим...
Фото svetnsk.ru
Полезно знать:
Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.
Был случай
Как–то Елена Навицкая работала с 15–летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец–то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить...» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто–то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по–другому.
eversman@sb.by
Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017