Вся правда об "аллергии на школу"

Аллергия на урок

Случалось ли вам на всех парах мчаться с работы, чтобы забрать из школы ребенка, у которого то ухо разболелось, то живот прихватило, то температура подскочила? И уже дома недоумевать: почему все вдруг как рукой сняло? Он мастерски притворяется или действительно от чего–то страдает? Проблема, между прочим, распространенная. Если кто–то называет ее «аллергией на школу», то Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психиатрического диспансера, склоняется к такому диагнозу: «соматоформная вегетативная дисфункция». И настоятельно рекомендует не только не делать попыток наказать ребенка, но и не ранить его недоверием.

Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ.

— Обвинение в симуляции крайне оскорбительно даже для взрослого, уж не говоря о ребенке. Скорее всего, это закрепившаяся в определенный момент реакция детского организма на стресс, который постоянно повторяется, — объясняет Елена Валентиновна. — Проблема на уровне подсознания. Возможно, однажды в школе произошел конфликт, который впоследствии принял хроническую форму. Реакция на стрессовые ситуации, как и причины стрессов, могут быть индивидуальными. Ведь даже выразить свою точку зрения в 9 — 10–летнем возрасте получается далеко не всегда. Например, одна мама недавно обратилась ко мне именно с такой ситуацией, и я попросила ее вспомнить, когда именно ребенок начал столь болезненно в прямом смысле реагировать на школу и, главное, какие события этому предшествовали. И вот что выяснилось. На одной из переменок у мальчика случилась небольшая потасовка со сверстником, который обижал девочку. Педагог в причинах разбираться не стала, даже не выслушала ученика, который был уверен, что совершает по–настоящему мужской и благородный поступок. Учительница напомнила, что дисциплина в школе одна для всех, и публично наказала обоих. Причем в довольно своеобразной форме: изобрела некую доску позора, где фамилии и имена маленьких драчунов красовались целую неделю! Для ребенка с обостренным чувством справедливости это было психологической травмой. И не только потому, что пострадало его самолюбие. Для ребенка такого возраста авторитет педагога часто непререкаем, учителя для него — почти боги... Ребенок чувствует несправедливость, но не может возразить.

Это взрослый может уволиться с нелюбимой работы, а ребенок хочет не хочет, а обязан ходить в школу. И вот сознание честно идет на уроки, а подсознание яростно сопротивляется. Результат? Душевное страдание может перерасти в самое настоящее физическое. Поднимается температура, болит живот, ухо, горло, кружится голова... Со стороны, конечно, напоминает танатоз — мнимую смерть у некоторых животных при встрече с опасностью: как только она отступает — тут же случается и чудесное воскрешение. Вот поэтому взрослые, никогда не испытывавшие подобного страдания, часто упрямо считают, что ребенок симулирует. И этим только усугубляют положение.

Хотя притворство, конечно, тоже не исключено. Возможен такой вариант: однажды ребенок, страдающий от недостатка внимания со стороны родителей, учителей или сверстников, обнаруживает, что его проблему словно по щелчку решает лишь его недомогание. Проверил раз — сработало! И понеслось... Поэтому, чтобы не спровоцировать его на такую хитрость, лучше бурно не реагировать на жалобы, особенно когда отсутствуют симптомы, явно указывающие на болезнь. Педагог может предложить ученику просто немного отдохнуть, посидеть в сторонке, сходить в медпункт и так далее. Родителям тоже не стоит ахать да охать: пожалейте ребенка, погладьте, скажите ласковые слова — вдруг именно этого ему сейчас не хватает? Вообще, в детском сознании должно закрепиться, что болеть — неприятно, быть здоровым — хорошо. Скажем, если болит голова — значит, необходим постельный режим, а вовсе не сидение за компьютером.

А как же быть, если ребенок не лукавит? Прежде всего, говорит Елена Валентиновна, важно исключить те заболевания, на которые указывают тревожные симптомы, обратившись к соответствующим специалистам, а при необходимости можно пройти и полное медицинское обследование. Если все в порядке, тогда уместен визит к психотерапевту.

Советует доктор Навицкая

Побольше уделяйте внимания своим детям. Доверяйте им. Разговаривайте, старайтесь узнать, что их беспокоит. 

Не спешите критиковать, упрекать, подгонять под общепринятые рамки и навязывать свою точку зрения только потому, что вы старше и, дескать, поэтому знаете, как лучше. Вы тоже можете ошибаться. Помните, что душевные травмы заживают гораздо медленнее. А порой и вовсе оставляют шрам на всю жизнь.

Кстати

Запустить цепочку болезненных реакций детского организма на пребывание в школе способен не только прямой конфликт. Это может быть несоответствие ожиданий ребенка и его родителей по отношению к школе и той реальности, с которой они столкнулись, непоследовательность в действиях учителей и родителей, резкая смена стиля воспитания и обучения. Недавно к Елене Навицкой пришла мама третьеклассника и рассказала, что настройка перед поступлением в школу в этой семье прошла наилучшим образом — и на ежедневные домашние задания, и на то, что сын должен стараться приносить только лучшие оценки, даже портфель научились складывать и надевать школьный костюм на скорость, чтобы никогда не опаздывать. И вдруг выясняется, что портфель, который мама так старательно вместе с сыном выбирала, пока не нужен, потому что все учебники и тетради по новым правилам хранятся в классе, домашних заданий не задают, оценок не ставят, да и дневников–то нет. Сначала ребенок растерялся, потом, естественно, расслабился, а когда в середине года уже во втором классе вдруг все изменилось и нужно было резко напрячься, он уже не смог. Итог? В третьем классе начал «болеть» то тем, то этим...

Фото  svetnsk.ru

Полезно знать:


Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (8-017) 246-03-03.

Был случай


Как–то Елена Навицкая работала с 15–летней девочкой. Назовем ее Женей. Постоянные конфликты с учительницей гимназии стали одной из причин госпитализации в психиатрическое отделение. А мама, несмотря на неоднократные просьбы дочери сменить учебное заведение, реагировала категорично, дескать, это же одна из лучших гимназий в Минске, поэтому надо набраться сил и потерпеть. Что же сделала Женя? Начала решать проблему сама! Выписавшись из больницы, ни слова не говоря маме, проштудировала интернет на предмет ближайших учебных заведений, внимательно изучила отзывы и выбрала наиболее понравившееся, кстати, обычную районную школу. Потом так же самостоятельно забрала из гимназии свои документы и отнесла их туда, куда захотела. Позже она призналась доктору: «Я наконец–то почувствовала себя человеком! Здесь на меня не кричат, а искренне пытаются помочь и научить...» Есть такой термин в психиатрии: «дидактогения» — действие педагога, которое может вызвать болезнь у ученика. И реакция на непрофессиональные действия педагогов может быть различной — от энуреза до болей в животе. Наиболее решительные ученики могут просто бойкотировать ненавистный урок. Кто–то оказывается более стрессоустойчивым. К счастью, не всегда конфликт заходит далеко. Чаще совместными усилиями его удается разрешить. Или научиться — иногда с помощью психолога или психотерапевта — воспринимать происходящее иначе, смотреть на педагога и ситуацию с учебой по–другому.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 32 (25167). Четверг, 16 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter