Актриса, которая не доиграла

Сегодня, 7 июня, день рождения одной из самых утонченных и пленительных актрис российского театра и кино — Татьяны Лавровой...

Сегодня, 7 июня, день рождения одной из самых утонченных и пленительных актрис российского театра и кино — Татьяны Лавровой. Артистка умерла в 2007 году, не дожив год до своего 70–летнего юбилея.


Я хорошо помню, когда в 1961 году вышел фильм М.Ромма «Девять дней одного года», ставший сенсацией. Это понимала даже я, тогда совсем девчонка. Герои картины — физики — наконец заговорили нормальным человеческим языком. И не на стройке, не в кабинете секретаря горкома, а в знаменитом московском ресторане «Арагви», выпивая и закусывая и оставаясь при этом «секретными» физиками. Партнерами тогда никому не известной Лавровой были Баталов и Смоктуновский. Но молодая актриса не уступила им в мастерстве. Говорят, режиссер Ромм пригласил Татьяну на главную роль, потому что она напоминала ему его музу, жену, актрису Елену Кузьмину. Даже имя героине дал домашнее, своей супруги, — Леля. Фильм получил «Хрустальный глобус» в Карловых–Варах, а артистка Татьяна Лаврова сразу стала знаменитой.


Она была не только очень талантлива (в 19 лет, будучи студенткой школы–студии МХАТ, сыграла Нину Заречную в прославленном Художественном театре), но и очень красива. Раскосые большие глаза, длинная шея, вздернутый носик, осиная талия и этот сексуальный, хрипловатый, с капризными интонациями голос... Плюс невероятное обаяние, раскованность и... порода. Прадед актрисы — известный русский фабрикант и меценат, один из основателей МХАТа Савва Морозов.


Говорили: «Лаврова не играет роли, она несет победу женского начала над ханжеством...» Всегда женственная, немного неприкаянная, часто с легкой сумасшедшинкой. Незадолго до смерти в фильме белорусского кинорежиссера В.Рубинчика «Кино про кино» Татьяна сыграла стареющую актрису, когда–то звезду, а сегодня никому не нужную... Одна из лучших ее театральных работ — неудавшаяся танцовщица, но женщина, обладающая великим талантом любить: Гитель Моска — спектакль театра «Современник» «Двое на качелях».


Драматург М.Рощин для артистки, которую обожал, в своей пьесе «Эшелон» придумал роль Лавры, обыграв ее фамилию. Кстати, Лаврова — это псевдоним. Настоящая фамилия актрисы — Андриканис, она дочь известного кинооператора.


Татьяна не раз признавалась, что очень влюбчива и обожает только талантливых мужчин. Два знаменитых актера, Евгений Урбанский и Олег Даль, были ее мужьями, правда, недолго. Урбанский влюбился в юную Таню так, что ради нее оставил семью. В жизни этой красивой пары кипели шекспировские страсти: Татьяна не смогла простить измену и ушла от мужа... А жить с Олегом Далем было тяжело из–за его пристрастия к выпивке. Нужно было или пить вместе с ним, или спасать артиста. Она предпочла третье... Уйти от него.


Был долгий мучительный роман с еще одним большим талантом, поэтом Андреем Вознесенским. Говорили, поэт очень любил Таню... Но не смог бросить жену... Романы заканчивались, и актриса, которая больше всего ненавидела одиночество, оставалась одна.


С годами ролей становилось все меньше... А не играть для нее значило не жить. Она грустила, что ее не приглашают современные режиссеры. Последний раз на сцену МХАТа она вышла за год до смерти. Уже не слушались руки, страшно кружилась голова... Пошли многочисленные операции, но все было бесполезно... Единственный обожаемый сын Володя, рожденный в третьем браке актрисы с футболистом Михайловым — сегодня известный дизайнер, — на похороны матери прийти не смог... Сил не было... Она однажды сказала: «Проживаю столько чужих жизней... А свою толково прожить не могу...»


Подрастает внучка актрисы Женя. Тоже, как бабушка, мечтает стать актрисой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter