"Ночь музеев-2016": корреспонденты "СБ" в поисках впечатлений

Ночь — друг любознательной молодежи

«Ночь музеев» по–белорусски существенно отличается от ставшего привычным европейского формата. Во–первых, приобщение к культурным ценностям происходит чаще всего не бесплатно. Во–вторых, совсем не в ночные часы. Отправляться в арт–поход предлагалось примерно с шести вечера, в надежде застать в хранилищах древностей что–нибудь интересное до заката. Корреспонденты «СБ» пробежались по наиболее привлекательным точкам. Впечатления остались неоднозначные.


На входе в Музей истории белорусского кино посетителей сшибал с ног запах кофе, которым можно было заправиться, прежде чем начать круиз по этажам и залам. Приникнуть к глазку старой кинокамеры, сделать селфи в специальной фотозоне, приклеив к губам голливудскую улыбку, — эти милые мелочи были лишь дополнением к празднику моды, собравшему исключительно утонченную и стильно одетую публику. Дамы в эксклюзивных нарядах и необычных шляпках (хоть сейчас на скачки в Аскот!) млели от содержимого витрин, которые наполнили мастера hand made из разных стран для выставки «Фарбы душы–2016», а на площадке перед музеем прошли модные показы белорусских дизайнеров Наташи Кострома–Андреюк, Марины Давыдовой и Ани Строцевой.


Залы НХМ по задумке организаторов должны были связать между собой прошлое, настоящее и будущее.

Прелесть «Ночи музеев» в том, что у каждого она своя: из чего сложится букет впечатлений и каким он будет, зависит от траектории движения и времени попадания в конкретные места. Программа, как правило, достаточно разнообразна, и где что застанешь — то и твое. В Музее современного искусства, например, в этот раз танцевали линди–хоп. Как рассказал симпатичный инструктор Вова Марченко, американский танец 20–х годов, исполняемый под джазовую музыку, претерпел за прошедшее столетие множество изменений, превратившись в легкое и необременительное развлечение для всех — от старшего поколения до молодежи. Мы честно попробовали освоить нужный шаг и варианты поворотов — и нам понравилось!

 Игра в переодевания – постоянный гость белорусской «Ночи музеев».

В Центре современных искусств на Некрасова было людно и молодежно. Туда мы заглянули в надежде увидеть заявленный в афишах спектакль об Энди Уорхоле, но вместо повествования о родоначальнике поп–арта наткнулись на нудную читку неизвестного произведения о мальчике Диме, который с 5–го класса боролся за права инвалидов и детдомовцев. Все бы хорошо, но казенный стиль и речевые обороты, явно заимствованные из английского языка, напрочь убивали запланированный социальный пафос. И в конце концов, где наш Энди? Зато сбежавшие от современной драматургии в ЦСИ имели массу других развлечений — делали коллажи, подставляли лицо под кисточку художника–монументалиста Руслана Сергеева, обзаводясь кто монобровью, кто усами, кто божьей коровкой на щеке, или возлежали на ковриках в лаундж–зоне и смотрели в потолок. В углу кто–то танцевал, а на потолке показывали кино. Мы тоже прилегли на ковер и полюбовались анимацией картин Марка Шагала и рисующим быков Пабло Пикассо: здесь «Ночь музеев» все–таки удалась.

Музей истории белорусского кино завлекал не только ретрокинотехникой, но и модными показами...

А вот законодатели высокой музейной моды — Национальные художественный и исторический — в этом году впервые за последние несколько сезонов существенно сдали свои позиции. Найти баланс между светским выгулом и ощущением арт–праздника у организаторов в обоих случаях не получилось. Отсутствие четкой программы, сумбур в галерейных залах и кусачие цены (в НХМ за вход в день мероприятия просили 100 тыс. рублей, а исторический и вовсе заломил цену до 175 тыс.) отвернули от культурных гигантов даже самых преданных полуночных ходоков. Длинных очередей, коими так славились предыдущие музейные ночи, в этом году не случилось. Ощущение аншлага у ступенек НХМ в основном создавали праздно гуляющие горожане и зеваки, подошедшие аккурат к началу широко анонсируемого организаторами ночного светового представления. Обещалось, что «технология 3D mapping оживит ставший классикой и своеобразной визитной карточкой Минска фасад художественного», однако вместо нарядного цветового изменения фасада музея зрителям показали маловразумительные психоделические картинки с бесконечным упоминанием основного спонсора шоу. Параллельно за музыкальную часть отвечала модная нынче группа Mustelidе — и это, пожалуй, единственное, что задержало молодежь у стен НХМ еще на добрых полчаса.


...а литературный музей Петруся Бровки — турниром по скоростному набору на печатных машинках.

Исторический музей и вовсе не стал заморачиваться с программой: экспериментальные мастерские, которые предлагалось посетить в «Ночь музеев» за те самые 175 тыс. рублей, в любой другой, не столь торжественный день можно посетить за цену на порядок ниже. Бесплатный интерактив ждал посетителей исключительно во внутреннем дворике. Но и тут программа повторяла прошлогоднюю: та же выставка–ярмарка «Вечаровы яблычак», песни–пляски, игровая площадка для детей. Единственная новинка — арт–проект Марины Батюковой «СУЛА. Непрерванное», селфи на фоне которого заполнило на следующей день все социальные сети.

Удивительно, но переманить к себе часть посетителей удалось неприметному с виду литературному музею Петруся Бровки. Интерактив здесь стал ключом ко всему: турнир по скоростному набору на печатных машинках, читательский марафон «Броўка non–stop», квест по музею и мастер–классы по шахматам и шашкам... Думаете, справиться с печатной машинкой так просто? Ничего подобного! Корреспонденты «СБ», обычно уверенно клацающие по компьютерной клавиатуре, едва не оказались в аутсайдерах печатного турнира. Над моторикой нам, видимо, придется еще поработать.

В Музее современного искусства осваивали азы линди-хопа.

Для тех, кто днями и ночами грезит эпохой рыцарства и славными временами Великого Княжества Литовского, тоже нашлось занятие по душе: археологический музей «Верхний город» солнечным днем субботы собрал во дворике парад рыцарей и воинов всех времен и народов. Римские легионеры уступили место суровым викингам; белые плащи тамплиеров напомнили о крестовых походах; за французскими рыцарями столетней войны гордо прошествовала шляхта Великого Княжества Литовского. Рядом — веселые гусары наполеоновской эпохи и солдаты Первой мировой и Великой Отечественной. Музыкальной части организаторы тоже уделили внимание — пуститься в пляс даже самых серьезных зрителей заставили группы «Арацэя» и «Дзiвабор». Да, большой нарядной программы тут не было, но заглянуть во дворик музея ради селфи с краснокожим индейским воином — чем не повод?

ovsepyan@sb.by

leonovich@sb.by

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА и Виталия  ГИЛЯ.

Советская Белоруссия № 96 (24978). Вторник, 24 мая 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter